Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году
Волков Сергей Владимирович, учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, главный редактор журнала «Литература» ИД «Первое сентября» Председатель Центральной предметно-методической комиссии по литературе -
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1 тур аналитическое задание (целостный анализ текста) 2 тур творческое задание 3 тур устный
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе: января 2016 г. 1 тур аналитическое задание (целостный анализ текста) 2 тур творческое задание
Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения. 1 тур Предлагаемое для анализа произведение не связано с периодом, изучаемым в рамках школьной программы.
Данный тур должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, ведущего блога, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. 2 тур
Представьте, что вам предстоит участвовать в научной конференции на тему «Н.В.Гоголь в XXI веке». В ней могут принимать участие литературоведы, критики, искусствоведы, философы, культурологи и специалисты в других областях гуманитарных знаний. Вы – будущий докладчик. Придумайте тему своего доклада и составьте текст заявки (50 – 100 слов), включив в него 5 ключевых слов, вокруг которых вы планируете построить сообщение (слова подчеркните). Примеры заданий творческого тура
Напишите статью в рубрику «Литературная жизнь замечательных вещей». Вы можете выбрать один из трех журналов: журнал для авиапассажиров «Аэроолимпиец», журнал для домохозяек «Олимпиада Самсоновна» и популярный психологический журнал «Олимпийское спокойствие». Объем – слов. Список «вещей» (выбрать нужно только одну): часы, цветок, зеркало, письмо, окно.
Прочитайте стихотворения русских поэтов. Определите их общую тему, круг идей, мотивов, поэтических приемов. На основании этого анализа составьте сборник, включающий: 1)титульный лист с названием сборника, подзаголовком, эпиграфом, посвящением; 2) содержание книги (добавьте еще 5-7 стихотворений); 3) вступительную статью, объясняющую идею и композиционную структуру сборника и призванную заинтересовать читателя; 4) необходимые лексические и историко-культурные комментарии комментарии к отдельным стихотворениям; 5) советы по оформлению книги (обложка, иллюстрации, шрифт и др.)
«Литературный лабиринт» Март 2016 г. Муниципальный этап Конкурса представляет собой защиту реферата на предложенную тему. Направление для исследовательской деятельности: «Жизнь и творчество Владимира Александровича Кораблинова» При написании реферата ученик конкретизирует тему (например, «Образ родного города в произведениях писателя», «Жизнь произведений В.А. Кораблинова в кинематографе» и т.д.)