Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» Определение уровня сформированности ИКТ-компетентности педагога Вологда 2015 год Ганичева Елена Михайловна, научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО ВИРО, кандидат педагогических наук
Понятие ИКТ - грамотности подразумевает способность человека понимать, когда ему нужна информация, уметь находить, оценивать и эффективно использовать информацию В порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения это: определение информации; доступ к информации; управление информацией; интегрирование информации и противопоставление данных; оценивание информации; создание информации; передача информации.
Составляющие ИК-компетентности Определение : умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию. Доступ: умение искать и находить информацию в различных источниках. Управление: умение классифицировать или организовывать информацию. Интеграция: умение интерпретировать и реструктурировать информацию, выделять главное, сравнивать информацию из разных источников. Оценка: умение составить мнение о качестве, полезности информации и надежности источников ее получения. Создание: умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи. Передача : умение адаптировать информацию к конкретной аудитории. ИК- компетентность ИК- компетентность Определение Доступ Управление Интеграция Оценка Создание Передача
Под ИКТ - компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Требования к ИКТ-компетентности педагога (профессиональный стандарт педагога): технологическая, или обще пользовательская, компетентность; общеучебная, или метапредметная, компетентность; педагогическая компетентность; профессиональная, или предметная, компетентность
Технологическая, или обще пользовательская, компетентность означает, что педагог может решать повседневные жизненные задачи, используя общедоступные средства ИКТ.
Общеучебная (метапредметная ) компетентность – педагог способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ.
Педагогическая ИКТ-компетентность – педагог способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой образования, продуктивно используя ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Её формирование является ключевой задачей системы повышения квалификации.
Профессиональная ИКТ- компетентность – педагог способен решать задачи, возникающие в его предметной области, с использованием доступных в этой предметной области средств ИКТ