Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современной школе Залялова А.Г., директор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Константин Дмитриевич Ушинский
«Стандарт» уязвимость в педагогической среде самого термина 1. Стандарт – антитеза творчества 2. Стандарт – ограничитель свободы учителя 3. Стандарт – способ мелочной регламентации 4. Стандарт – инструмент тотального контроля 5. Стандарт – признак восстановления административно- командной системы управления образованием
Выводы: Необходимость учета общественных настроений Невозможность внедрения любых новшеств, включая стандарты, без осознания их необходимости самими учителями Максимальная гласность и открытость при обсуждении профессиональных стандартов Разъяснительная работа параллельно с разработкой и внедрением стандарта
КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Стандарт – объективный измеритель квалификации учителя Стандарт – симбиоз ремесла и творчества Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
СТРУКТУРА СТАНДАРТА инвариант вариативная часть 1. Знание предмета 2. Владение информационными технологиями Новые профессиональные компетенции
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 1. Мобильность 2. Способность к нестандартным трудовым действиям 3. Умение работать в команде 4. Готовность к изменениям 5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений Интересуют работодателя не меньше, чем владении профессией. Выявляются в ходе стажировок !
Педагог, воспитатель В постановке целей и задач пед. деятельности В принятии педагогических решений В области личностных качеств В организации педагогической деятельности В мотивации обучающихся и воспитанников В разработке программ, дидак. пособий 1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (воспитанников) 2. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач 3. Умение провести тему занятия в педагогическую задачу В обеспечении информационной основы пед. деятельности 1. Умение создавать ситуации обеспечивающий успех, учебной (воспитательной) деятельности 2. Умение создавать условия для само мотивирования обучающихся (воспитанников) 3. Умение создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию обучающихся (воспитанников) 1. Компетентность в методах преподавания 2. Компетентность в субъективных условиях пед.деятельности 3. Компетентность в предмете преподавания 1. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 2. Умение выбирать и реализовывать типовые образовательные программы 3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 1. Эмпатийность и социорефлексия 2. Общая культура 3. Самоорганизованность 1. Умение устанавливать субъект- субъектные отношения 2. Умение реализовать педагогическое оценивание 3. Умение организовывать учебную (воспитательную) деятельность с обучающимися (воспитанниками)
Знания УменияЗнания Умения
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕСМОТРА ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Меняется мир – меняется стандарт Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися; Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАНДАРТА – ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Вариативная часть стандарта – ориентир развития на ближайшую и отдаленную перспективу. Вариативную часть нельзя немедленно предъявлять в качестве нормативного требования к деятельности учителя. Нельзя требовать от педагогов того, чему их специально не обучали.
Для поэтапной реализации вариативной части стандарта необходимо создать дорожную карту Этапы продвижения к цели: Пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования; Качественная реорганизация системы переподготовки учителей; Гибкая модульная система подготовки и переподготовки педагогов, предполагающая набор необходимых компетенций, исходя из особенностей образовательных программ, реализуемых конкретным учреждением ; Создание условий для стажировки педагогов на базе ВУЗов, центров повышения квалификации, а также учреждений образования, наиболее успешно решающих задачи формирования новых профессиональных компетенций.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Новые возможности школы: составлять индивидуальное штатное расписание; использовать стимулирующий фонд оплаты труда для поощрения работников, выполняющих дополнительные обязанности. Стремление руководителей адекватно формализовать новые обязанности в названиях должностей Менеджер по уборке помещений Специалист по мониторингу качества образования Педагог реабилитатор
Региональное сетевое взаимодействие Государственное частное партнерство Межрегиональное сетевого взаимодействие Внутрисетевое взаимодействие Ресурсный центр КПК Механизм сетевого взаимодействия Орехово-Зуево World Skills СПО ОМК Подразделени е по учебно- производствен ной практике Научно- методический совет Подразделение ОЗО К(П)ФУГМЦИРО ООО « Инновационные образовательные технологии» ГИНФО Истринский профессиональный колледж Ярославский педагогический колледж
Модель подготовки специалистов по сопряженным учебным планам по профилям подготовки в соответствии с ФГОС ВПО и СПО
Дополнительное профессиональное образование Повышение квалификации по специальностям реализуемым в колледже Преподавание в начальных классах Дошкольное образование Адаптивная физическая культура Переподготовка педагогических кадров Преподавание в начальных классах Дошкольное образование Психолого- педагогическое консультирование и мастер-классы Индивидуальная и групповая консультативная работа с педагогами и воспитателями, ориентированными на работу по проблемам организации современного образовательного пространства, в т.ч. и инклюзивного Организация и проведение мастер-классов по работе с детьми для педагогов и воспитателей с использованием обширных материально-технических и научно-методических возможностей ресурсного центра
Предпрофильная подготовка «Педагог, которого ждут» ДОУ-углубленное знакомство с профессиями на базе детского центра «Бэхетле бала» в группе общего развития от 3 до 7 лет «Почемучка». Привлечение воспитанников ДОУ к мероприятиям колледжа ДОУ и колледж совместно приняли участие в Гранте по разработке программ предпрофильной подготовки Начальная школа с мониторингом и профессиональными пробами в качестве учителя и воспитателя (деловые игры) на базе детского центра «Бэхетле бала» в группе «Детская академия » для детей от 6 до 11 лет. Учащиеся 7,8,9 классов школ г.Казани, которые будут посещать межшкольный учебный комбинат Советского района г.Казани по педагогическому профилю: будут привлечены к работе Ресурсного центра. Осуществление мониторинга сформированности качеств личности, склонностей и способностей к освоению будущей педагогической профессии у учащихся МУК МУК совместно с колледжем разрабатывают программу профильной подготовки Организация и обучение учащихся 7,8,9 классы школ г. Казани, посещающих межшкольный учебный комбинат Советского района г. Казани по педагогическому профилю, для работы в лагере «Сэлэт» по педагогическому профилю. Проведение мероприятий: тренингов, мастер- классов для ориентации на профессию педагога Включение в портфолио учащихся сертификата освоения программ профильного педагогического образования, реализованного в ресурсном центре Привлечение учащихся начальных классов к мероприятиям колледжа: семинарам, конкурсам, конференциям и т.д. Начальная школа и колледж совместно приняли участие в Гранте по разработке программ предпрофильной подготовки
45 из 85 субъектов Российской Федерации участвуют в движении 2015 год WS COMPETITION 2019 KAZAN Мировое первенство 2019 г. в России Развитие движения WorldSkills в Российской Федерации медалей «За высшее мастерство» Участие национальной сборной России: 32 конкурсанта и 39 экспертов из 16 субъектов Российской Федерации 30 компетенций из 50; 14 -е место из субъектов Российской Федерации являются ассоциированными членами Союза «Ворлдскиллс Россия» компетенций, в том числе Дошкольное воспитание Преподавание в младших классах (презентационная) 6
19