Подготовка к заочному этапу по русскому XVII турнира им. М.В. Ломоносова
поддержка юных филологов поощрение интереса к русскому языку развитие исследовательских умений оценка уровня знаний обучающихся по русскому языку формирование портфолио успешности ученика Цель турнира:
Предметные секции: 5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы 10-е классы 11-е классы
Тематика заданий классы: Фонетика. Орфоэпия (+ Графика 6 кл.) Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис и пунктуация (Синтаксис 6 кл.) Орфография Культура речи
Тематика заданий 7- 9 классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис. Пунктуация Культура речи. Орфография
Тематика заданий классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис. Пунктуация Теория языка
Распределение заданий по содержанию Теория языка Русский язык и другие языки Разделы русского языка Понятие литературного языка Понятие нормы и ее нарушения Структура предложения Структура русского слова Системные явления языка Законы русской фонологии
Структура заданий 22 задания Выбор ответа (звуки произносятся, буквы пишутся и пр.) Найти ошибку Закрытый ответ (указать буквы, цифры или их сочетание), Развернутый ответ (слово, словосочетание)
Ответ на каждое задание необходимо вписывать в бланк под номером соответствующего задания Ответ записывать справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами Максимальное количество баллов класс 184 – 6 класс 163 – 7 класс класс 227 – 9 класс, класс, 274 – 11 класс Время выполнения заданий 90 минут
5 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика. Орфоэпия 3; , 2-3, 3-8 Лексика и фразеология 5; , 5-7, 6-3, 7-8, 8- 5 Морфемика и словообразование 4; , 10-5, 11-6, 12-6 Морфология 4; ,14-6, 15-10, 16-4 Синтаксис и пунктуация 3; , Орфография 1; Культура речи 2; – 4,
9 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика. Орфоэпия 2; , Лексика и фразеология 5; 3-73 – 4; 4 – 18; 5- 14, 6-9, 7-10 Морфемика и словообразование 3; , 9-24; Морфология 4; , 12-6, 13-10, Синтаксис. Пунктуация 5; – 12, 16 – 10, 17 – 10, 18- 4, Культура речи 3; – 5, 21 – 8,
11 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика.Графика.Орфоэпия 3; , 2-14, 3-16 Лексика и фразеология 4; 4-74 – 16; 5- 8, 6-15, 7-12 Морфемика и словообразование 4; , 9-18, 10-14, Морфология 4; , 13-12, 14-16, Синтаксис. Пунктуация 4; , 17 – 15, 18-12, Теория языка 3; – 12, ,
Фонетика. Орфоэпия Умение проводить фонетический анализ слова, вычленять звуки в речевом потоке Знание фонетических приемов в художественной речи Знание орфоэпических норм, умение верно произносить звуки 1 задание : правильный ответ – по 2 балла за каждую верную комбинацию. Всего – 6 баллов Какое произношение из двух предлагаемых вариантов является правильным? 1) було[ш]ная 2) було[ч]ная; 3) горчи[ш]ник 4) горчи[ч] ник Укажите номера слов, в которых есть звук [Щ]
Лексика и фразеология Умение определять значение исторической лексики из контекста Умение подбирать антонимы Умение различать значение и смысловые оттенки синонимов Умение определять слова как омонимы Знание фразеологического богатства родного языка, умение восстанавливать известные устойчивые обороты и определять их значение От 3 до 8 баллов за каждый верный ответ Запишите номера «лишних» слов, учитывая, что их объединение связано с одним и тем же явлением лексики. Напишите название этого явления. Укажите номера рядов слов, где все слова ряда не являются этимологически родственными.
Морфемика. Словообразование Умение находить однокоренные слова, различать однокоренные слова и формы слова Умение разбирать слово по составу Умение конструировать слова с определенными морфемами Умение производить словообразовательный разбор от 5 до 18 баллов за правильный ответ Укажите номера слов, образованных непосредственно от слова степь по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего – 5 баллов Постройте все возможные словообразовательные цепочки. По 2 балла за каждый верный ответ – всего 18 баллов
Морфология Умение соотносить грамматические категории определенной части речи Знание грамматических категорий частей речи Умение выбирать нужную грамматическую форму слова От 4 до 16 баллов за верный ответ в каждом вопросе Укажите А – номера прилагательных, которые не образуют степеней сравнения; Б - номера прилагательных, которые не образуют краткую форму
Знание пунктуационных норм. Умение находить и определять пунктуационно-смысловые отрезки. Умение видеть пунктуационные ошибки от 4 до 19 баллов за верный ответ в каждом вопросе Пунктуация Определите, что присоединяет союз как: а – придаточное предложение, б – сравнительный оборот, в – именную часть сказуемого, г – приложение (знаки препинания не расставлены).
Синтаксис Умение видеть структуру предложения, определять количество грамматических основ Умение определять члены предложения Уметь определять типы и структуру предложений Умение определять синтаксическую функцию определенной части речи Умение квалифицировать схожие грамматические конструкции от 6 до 19 баллов за верный ответ в каждом вопросе Определите тип односоставного предложения в составе сложного: А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное Укажите номера односоставных предложений
Культура речи Знание орфографических норм Знание морфологических норм Знание лексических норм, умение различать оттенки значений слов – паронимов Знание выразительных средства языка От 5 до 10 баллов за верный ответ в каждом вопросе Укажите номера предложений, где для создания художественных образов используется антитеза Укажите номера предложений с речевой ошибкой
Теория языка Знать некоторые сведения о графической системе славянских языков. Знать название языков Знать высказывания о русском языке, уметь определять их авторство Укажите авторов следующих высказываний Распределите славянские языки на две группы: А – использующие латинский алфавит, Б – использующие кириллический алфавит От 8 до 12 баллов за верный ответ в каждом вопросе
Применяется единый бланк ответов При записи ответа на задания с выбором варианта ответа необходимо проставлять в бланке номер выбранного варианта ответов (1,2,3,4 и т.д.) В бланке ответов задания с выбором ответов (часть А) и задания с кратким ответом (часть Б) имеют единую последовательную нумерацию. Ответ на задания в краткой форме может выглядеть как перечисление слов, букв, как текстовое выражение (предложение), как перечисление цифр, как число, как перечисление цифр и букв без единиц измерения.
Область ответов вопроса ОТВЕТ
Общие методические рекомендации: Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык классы. М.: Айрис пресс, Колочева В.В. Русский язык. Тесты. Орфоэпия. Грамматика. Лексика: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н. Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для старших классов. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5 – 6 классы. – М.: ВАКО, Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, Ресурсы Интернета:
Желаем успехов ! Желаем успехов !