Применение интерактивных методов обучения на уроках биологии и химии Учитель биологии и химии МБОУ СОШ 111 Гурина Н.А.
Скажи мне- и я забуду; Покажи мне- и я запомню; Дай сделать- и я пойму. Китайская притча
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Активные Интерактивные Педагог Ученик Педагог Ученик
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков Опрос–Квиз (контроль) и др.
Интера ктивные методы обучения Групповые Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Дискуссионные -Групповая дискуссия -Анализ ситуаций морального выбора -Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») -«Мозговой штурм» -Презентация -Обсуждение -Дебаты Игровые -Деловая игра -Организационно- деятельностная игра -Операционная игра -Сюжетно-ролевая игра -Дидактическая игра и др. Тренинг-методы -Социально- психологический тренинг -Тренинг делового общения -Психотехнические игры
соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
Варианты использования методов Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт» Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия «большой круг». «Аквариум»
Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини- сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение
Структура интерактивного урока Этап урока Методическая цель Примерные методики 1 этап. Мотивация Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. «Блицопрос», «Микрофон», « Мозговой штурм» 2 этап. Оглашение темы и задач Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока. Через эпиграф, слово, название. 3 этап. Получение необходимой информации Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом Мини-лекция
4 этап. Интерактивное задание Практическое усвоение материала « Аквариум», « Пресс», « Карусель», « Дебаты», «Семинар», «Снежный ком», « Микрофон», «Защита проекта», Работа в малых группах. 5 этап. Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала Большой круг Неожиданное предложение Снежный ком Творческое задание Проект Пресс
Мозговой штурм оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Головной мозг»: Мозг Сильнейший, могущественный Регулирует, обеспечивает, проводит. Серо-белая нервная ткань Директор.
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» « v » « + » « - » « ? » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
«Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе.
«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно): - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Игровые технологии Игры-упражнения обычно занимают минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки, ботанические и зоологические лото, пословицы и поговорки о растениях и животных. При изучении растительных семейств по ботанике можно использовать игру «Найди родственников», «Третий лишний». При изучении насекомых по зоологии хорошо использовать зоологическое лото.
Работа в группах Интересная методика «Дерево решений». Класс делится на группы. Каждая получает задание и лист ватмана на котором разрабатывает схему решения. Затем группы меняются местами и дописывают на «деревьях» соседей свои решения. Примеры работы в группах: учебная дискуссия, интервью, анализ письменной работы соседа, заседание экспертной группы и т.д. Еще одна форма: предложить группам сделать рекламу любому классу растений или отрядам животных, где отметить полезные особенности организации и применение их.
*Прием «Ожидания» можно предложить в начале урока, где учащиеся высказывают свои мнения о том, что они хотели бы узнать, каким образом и для чего. * Игру «Горячий стул» целесообразно использовать при проведении итоговых или обобщающих уроков. Например при изучении тем: Нуклеиновые кислоты, Метаболизм, в которых много терминов. Учащиеся учатся задавать вопросы, вспоминают определения.
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;...
Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив. Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами. Бессистемное применение интерактивных методов. Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»). Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Продуктивной вам работы!!!