Звуки в контексте Представление о глубинной форме.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звуки в контексте. Фонетический контекст реализация фонемы (аллофон) зависит от ее непосредственного фонетического окружения или контекстных фонетических.
Advertisements

РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Алломорфия Алломорфы, супплетивизм и морфонология.
Чередование звуков Беглые гласные
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Что я знаю о фонеме! Лингвистическая презентация!.
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
Тема:«Симметрия вокруг нас» Ф.И. учащегося: Киселёв Евгений Ф.И. учащегося: Киселёв Евгений Класс: 6а Класс: 6а Научный руководитель: Научный руководитель:
Хочу знать математику на пять Хочу знать математику на пять Автор: Артемьева Елена ученица 7 класса НОУ «Лицей 36 ОАО «РЖД»
Советы по выполнению заданий части 1 Рассмотрим приемы, которые позволяют либо определить правильный ответ, либо исключить явно неверные ответы.
Система и окружающая среда Цели урока: дать учащимся представление об окружающей среде; Основные понятия: система; среда взаимодействие; вход в систему;
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Сложение и вычитание дробей. Дроби это обычные числа, их тоже можно складывать и вычитать. Но из-за того, что в них присутствует знаменатель, здесь требуются.
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Метод Гаусса Выполнил Межов В.С. Группа СБ
Тригонометрические уравнения.. Цели проекта: систематизировать информацию по теме; преподнести её на доступном языке; создать тренажеры с самопроверкой.
Транксрипт:

Звуки в контексте Представление о глубинной форме

Фонетический контекст Один и тот же звук в разных фонетических окружениях реализуется по-разному: пят [пат] vs. пат [пат] – разная реализация гласного ([ и а] в первом случае) пята [пита] vs. пяту [пит у у] – разная реализация согласного ([т у ] во втором случае) Степень точности транскрипции: обычно считаем, что это один и тот же звук в разных контекстных вариантах.

Позиция нейтрализации Более сложные случаи: коты [каты] и сады [сады] кот [кот] и сад [сад] В чем проблема в этом случае? Один звук, но «получившийся» из разных. Нейтрализация противопоставления (по глухости~звонкости в исходе слова) (гласных [о] и [а] в первом предударном слоге)

Позиция нейтрализации Нейтрализации, характерные для русского, в других языках могут отсутствовать В дагестанских языка оглушение на конце слова не происходит, зато теряется противопоставление по силе или геминации: (арч.) χ ːʷ ak лес ~ χ ːʷ ak ː -a в лесу (багв.) ʁ as шкура ~ ʁ as ː -u ɫ шкура (Gen)

Фонетический контекст В некоторых фонетических позициях: звуки могут приобретать дополнительные, контекстно-обусловленные свойства фонемы могут реализовываться так, что совпадают с другими фонемами Почему мы считаем, что свойства дополнительные? Почему считаем, что фонемы совпали, но были разными?

Глубинная форма Принцип единства означающего; считаем, что: [пат-] в пятка, [пит-] в пята и [пит у -] в пяту – это все разные варианты одного означающего

Глубинная форма Удобно записадь это единое означающее в одном глубинном представлении, а потом выводить из него его поверхностные реализа-ции. Какое глубинное представление выбрать для: [пэт(-кт)], [пит(-á)], [пит у (-ý)]? /пат/ (почему не /пит/?) понятие сильной позиции – такая позиция, где реализация фонем различается например – какая сильная позиция для русских гласных? для согласных (по глухости/звонкости)?

Глубинная форма Кроме глубинного представления необходимо еще предложить и правила вывода поверхностных реализаций В нашем случае это относительно легко: Предударный /а/ после мягкого реализуется как [и] Согласные перед [у] получают признак огрубленности

Глубинная форма и правила А для арчинского и багвалинского? (арч.) χ ːʷ ak лес ~ χ ːʷ ak ː -a в лесу (багв.) ʁ as шкура ~ ʁ as ː -u ɫ шкура (Gen) Глубинная форма с сильным (геминированным), правила о переходе в слабый (простой) в абсолютном конце слова. Почему не наоборот? Потому что есть слова, в которых конечный согласный не становится сильным

Глубинная форма Часто глубинная форма соответствует одной из поверхностных реализаций Но это не всегда так, ср.: рот ~ рт-а – какая глубинная форма? Если /рот/, то почему /кот/ коты, а не кто Если /рт/, то почему /корта/, а не /корота/ Какие правила отвечают за переход /о/ в [о] в одних случаях и в ноль звука в других?

Морфонология Одно из возможных решений - постулируем глубинную форму /рът/, отличную от /корт/ и /кот/. Тогда получается правило вывода (огрубленное): ъ _CV Ø в остальных случаях /ъ/ [о]

Морфонология (в одном из пониманий) Некоторые языки считаются языками с богатой марафонологией, некоторые – марафонологическийй бедными Богатые – такие, в которых глубинные формы существенно отличаются от поверхностных – Самодийские – пример марафонологическийй богатых языков

Нганасанский (Хелимский 1995) kou-huambu- ʔ говорят, они остались kol ɨ ð ɨ -biah ɨ - ʔ говорят, они ловят рыбу марафонологическое представление морфемы репортатива -HAMHU-

Нганасанский Чередования ступеней (используются в правилах от глубинной к поверхностной форме) фонетически мотивированы, но затемнены в ходе эволюции языка: Сильная ступень Слабая ступень k g s d (<j) t b h ð <*d? <*f<*p

Нганасанский Большой набор разнообразных, но строго упорядоченных правил преобразования глубинной формы в поверхностную: Ритмическая градация: сильная ступень выступает в четном слоге, слабая – в нечетном слоге Слоговая градация: сильная ступень выступает перед гласным открытого слога, слабая – перед гласным закрытого слога Что будет в открытом нечетном и закрытом четном?

Нганасанский Большой набор правил преобразования исходной «глубинной» структуры в поверхностную (continued): «Нуннация»: в контексте носового восстанавливается носовой согласный NB: восстановленный носовой «невидим» для чередования ступеней (почему это важно?) марафон. правила чаще всего упорядочены! Сингармонизм

Нганасанский... такая сложная система приводит к огромному числу алломорфов, многие из которых внешне не похожи друг на друга: -baŋhu, -biaŋh ɨ, -bambu, -biamb ɨ, -bahu, - biah ɨ, -huaŋhu, -hiaŋh ɨ, -huambu, -hiamb ɨ, - huahu, -hiah ɨ глубинная форма /HAMHU/

Сингармонизм (турецкий Lewis 2001) Все гласные в слове либо передние, либо задние Закрытые гласные в слове либо все погубленные, либо все непогубленные Исключения? Заимствования Бывает ли один и тот же аффикс в разных словах? Непогубленные Огубленные OpenCloseOpenClose Back a ɪ [ ɨ ] ou Front eiö [ø]ü [y]

Турецкий: глубинная форма suda в воде yerde в земле elim моя рука akşamım мой вечер dokunmak трогать girmek входить köyüm моя деревня çocuğum мой ребенок ср. el, akşam, köy, çocuk Как же «по-настоящему» выглядят суффиксы локатива, инфинитива, притяжательности?

Сингармонизм какнедоспецифицированность Недоспецифицированный гласный: Loc -dV open, где open - нижний подъем Inf -mV open k Poss1 -V close m, где close верхний подъем Иногда пишут -dA, -mAk, -Im

Морфонология 2 Правила перехода от глубинной формы к поверхностной могут быть чувствительны к морфологической структуре слова – его составу (конкоретные суффиксы) или наличию морфемных границ Это другое понимание марафонологии: фонологические явления, для описания которых необходима морфологическая информация

Морфонология 2 Русский возвратный постфикс -за: оттянулся, оттянуть - – /от-/, /тану-/, /-л/, /-т/, /-са/ тянутся [тáнъ°цъ] vs. отсядут [атсáдъ°т] – и там, и там /…тса…/ старался vs. старалась – после гласного? – уже это М2, так как свойство конкор. морфемы но: старавшаяся vs. старавшийся – *старавшаясь

Морфонология 2 Лексикализованный сингармонизм: самодийские, чукотские, другие... нганасанский: синхронно тождественные морфемы могут принадлежать к разным сингармоническим классам: hon заплести (i-класс) или иметь ( ɨ -класс) honsuəðu он заплел это ~ hons ɨ əð ɨ он имел это

Семинар На семинаре подробнее разбираем рассмотренные случаи; а также решаем задачу БМНК и НТВР.