Выполнила ученица 6 Б Водоватова Полина Славянские мифы и легенды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Advertisements

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Урок ОПК 7 4 класс Закутская Н.Д.
Мифы - произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
Обожествление природы. «Волокут волоком». Н. К. Рерих «Волокут волоком». Н. К. РерихН. К. РерихН. К. Рерих.
Тема урока: « Верования восточных славян» История России, 6 класс.
Верования восточных славян Савкина Виктория 6 «Г».
Илюшкина Наталья Николаевна Учитель русского языка и литературы «Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин.
Мифология Славянские божества. Христианство существует на Руси уже более 1000 лет. Это религия единобожия, то есть люди поклоняются одному Богу. До него.
План урока 1. Происхождение славян 2. Расселение славянских племен 3. Занятия славян 4. Жилища славян 5. Устройство общества у славян 6. Верования восточных.
В словарь РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
Боги Славян. Подготовила Кускова Анастасия.
Создал видимый мир. Славяне считали его первым богом, все остальные боги это его дети и внуки.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
Славянские боги. РОД бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род.
Транксрипт:

Выполнила ученица 6 Б Водоватова Полина Славянские мифы и легенды

Мифы народов мира ( славянские мифы, древнегреческие и древнеиндийские ) имеют много общего. Это позволяет предположить, что у них существует единое начало. Связывает их общее происхождение из праиндоевропейской религии. Формировалась славянская мифология как отдельных пласт индоевропейской религии на протяжении длительного периода – с II тысячелетия до н. э. Основные черты славянского язычества, нашедшие отражение в мифологии – это культ предков, вера в сверхъестественные силы и низших духов, одухотворение природы. Древние славянские мифы поразительно похожи на сказания балтийских народов, индийскую, греческую и скандинавскую мифологию. Во всех мифах этих древних племен существовал бог грома : славянский Перун, хеттский Пирва и балтийский Перкунас.- У всех перечисленных народов находится основной миф – это противостояние верховного божества с его главным противником, Змеем. Сходство прослеживается и в вере в загробный мир, который отделен от мира живых какой - либо преградой : пропастью или рекой. Славянские мифы и легенды, как и сказания других индоевропейских народов, повествуют и о героях, сражающихся со змеем

В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому сейчас нам крайне мало известно о процессе формирования мифологии славянских племен. Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI – XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит « Слово о полку Игореве », в котором есть много информации о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники – лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком. Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках : былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах. Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки. К ним относятся идолы богов, культовые и обрядовые места, надписи, знаки и украшения.

Следует различать богов : 1) Восточных славян. 2) Западных славянских племен. Существуют и общеславянские боги

Сотворение мира у древних славян было связано с таким богом, как Род. Он создатель всего сущего в мире. Он отделил явный мир, в котором живут люди ( Явь ) от мира невидимого ( Навь ). Рода считают верховным божеством славян, покровителем плодородия, творцом жизни. Славянские мифы ( сотворение Земли и появление человека ) так рассказывают о создании всего сущего : бог - творец Род вместе с сыновьями Белбогом и Чернобогом задумали сотворить этот мир. Сначала Род из океана хаоса создал три ипостаси мира : Явь, Навь и Правь. Затем из лица верховного божества появилось Солнце, из груди – месяц, а глаза стали звездами. После сотворения мира Род остался в Прави – месте обитания богов, где руководит своими детьми и распределяет между ними обязанности

Славянские боги ( мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве ) достаточно обширен. К сожалению, из - за крайне скудной информации сложно восстановить функции многих славянских божеств. О мифологии древних славян не было известно до момента выхода их к границам Византийской империи. Благодаря записям историка Прокопия Кесарийского удалось узнать некоторые подробности религиозных верований славянских народов. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. Взойдя на трон, князь Владимир приказал поставить неподалеку от своей резиденции идолов шести важнейших богов.-

Солнечные божества Бог солнца в славянских мифах стоял на втором месте по значимости после Перуна. Хорс – так его называли. Этимология имени до сих пор неясна. По наиболее распространенной теории, происходит оно из иранских языков. Но эта версия весьма уязвима, поскольку сложно объяснить, каким образом это слово стало именем одного из главных славянских божеств. « Повесть временных лет » упоминает Хорса как одного из богов Владимирского пантеона. Есть сведения о нем и в других древнерусских текстах. Хорс, бог солнца в славянских мифах, упоминается часто вместе с другими божествами, имеющими отношение к небесному светилу. Это Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света, и Ярило. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Этимология имени сложности не вызывает – « дающий благосостояние бог », таков его примерный перевод. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога - кузнеца. Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. До сих пор точно не установлено, следует ли считать его божеством, или это персонификация одного из праздников древних славян. Одни исследователи считают Ярило божеством весеннего света, тепла и плодородия, другие – ритуальным персонажем. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. На волосах – венок из весенних цветов. В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит. В одном исследователи сходятся – этого персонажа славянской мифологии нельзя называть богом солнца. Пьеса Островского « Снегурочка » в корне неверно трактует образ Ярило как солнечного божества. В этом случае русская классическая литература играет роль вредной пропаганды

Перун - Бог - громовержец, считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины. У других народов известен как Зевс, Тор, Перкунас. Впервые упоминается в « Повести временных лет ». Уже тогда Перун возглавлял пантеон славянских богов. Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора. Бог - громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб. После принятия на Руси христианства некоторые функции Перуна перешли к Григорию Победоносцу и Илье - пророку.

Стрибог Упоминается во Владимирском пантеоне как один из главных богов, но функция его не совсем ясна. Возможно, был богом ветров. В древних текстах его имя часто упоминают вместе с Дажьбогом. Неизвестно, были ли праздники, посвященные Стрибогу, поскольку информации об этом божестве крайне мало.

Мокошь - В славянской мифологии очень мало женских божеств. Из главных можно назвать только таких, как Мать – Сыра Земля и Мокошь. Последняя упоминается в числе других идолов, установленных по приказу князя Владимира в Киеве, что говорит о значимости этого женского божества. Мокошь была богиней ткачества и прядения. Ее также почитали как покровительницу ремесел. Имя ее связывают с двумя словами « мокнуть » и « прядение ». Днем недели Мокоши была пятница. В этот день строго запрещалось заниматься ткачеством и прядением. В качестве жертвы Мокоши преподносили пряжу, бросая ее в колодец. Богиню представляли в образе длиннорукой женщины, прядущей по ночам в домах. Некоторые исследователи предполагают, что Мокошь была женой Перуна, поэтому ей отводилось почетное место среди главных славянских богов. Имя этого женского божества упоминается во многих древних текстах -

Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все остальные боги славянские – дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

Лада - славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, покровительница вдов и сирот. Лада - Богиня космической любви, женская ипостась Рода, Супруга Сварога ( согласно других источников - супруга Рода ). Чтобы родить самого себя, Роду необходима Женская творческая энергия Лады. Но эта Сила созидания и рождения наполняет Собою не только Рода, Она становится творческим потенциалом всех высших космических богов Вселенной. Это Её древние арии называли Матерью Мира, Коей Она на самом деле и является.

Дажьбога - сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Под покровительством Дажьбога находились все божества плодородия, лесов, скотоводства, звероловства, растений, потому что он был подателем всех благ земных. Дажьбог незримо присутствует на свадьбах, встречает жениха в день бракосочетания. По весне высылает соловушку « замыкать зиму и отмыкать лето ».

Лель - об этом маленьком боге страсти до сих пор напоминает слово « лелеять », то есть нежить, любить. Он сын богини красоты Лады. Изображался в виде златовласого крылатого младенца : так как любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры : ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь, он возжигал сердца людей ярким пламенем. Священной птицей его считался аист, а также жаворонки и журавли – символы весны.

Волос ( Велес ) Исследователи склонны полагать, что это все же два разных персонажа мифов. Волос – покровитель домашних животных и бог достатка. Кроме того, он бог мудрости, покровитель поэтов и сказителей. Недаром Бояна из « Слова о полку Игореве » называют в поэме Велесовым внуком. В дар ему оставляли на поле несколько несжатых стеблей злаков. После принятия славянскими народами христианства функции Волоса взяли на себя два святых : Николай Чудотворец и Власий. Что касается Велеса, то это один из демонов, злой дух, с которым боролся Перун.-

Славянские мифические существа – обитатели лесов С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.

Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает : заставляет плутать и может защекотать до смерти. Перед людьми леший предстает в разных обличьях : человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время ( полдень, полночь и после заката ). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади. Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Русалка – полуженщина - полурыба. Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний ( русалки не покрыты чешуей ), в остальном же она ни чем не отличается от человека, при этом, когда русалка выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово « русалка » означает белый, чистый. У русалок очень бледная, практически белая кожа и очень длинные бело - зеленные волосы, которые они любят расчесывать лунной ночью, сидя на берегу. Вообще русалки по большей части именно ночные существа, и встретить их днем практически невозможно. Также внешне от людей русалок отличают непропорционально длинные руки, что правда не всегда бросается в глаза. Русалки обитают в различных водоемах : озерах, реках, прудах и даже в морях. Выбирают для селения участки водоемов, примыкающие к лесам, или труднодоступные для человека места. Русалки подчиняются водяному, который впрочем, их и породил. Существуют разные трактовки того, как именно возникают русалки. В одних источниках говорится, что русалками становятся девушки, которых увлек на дно водяной, в других, что они дочери водяного. По сути русалок нельзя отнести к злым существам : на людей они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной рацион русалок составляет рыба. Но все же для человека встреча срусалкой часто заканчивается смертью. Русалки очень одиноки : мужских особей русалок не существует, и потому при встрече с мужчинами русалки всячески ищут общения, завлекая к их себе, но так как человек, в отличие от русалки, не способен дышать подводой, он умирает. водяному водяной водяного

Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи ( Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем " чурила " или " щур ". В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити " обращаясь в том числе и к домовому. Дворовой Овинный Банный

Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно - серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото

1) Каждое задание имеет 4 варианта ответа 2) Если ты выбрал правильный ответ ставь плюс 3) Если ты выбрал неверный ответ ставь минус Желаю удачи

1) Какие деревья особенно почитались древними славянами? Берёза и ольха Клён и берёза Берёза и дуб Дуб и ива

2) Какому богу был посвящён дуб? Велесу Перуну Стрибогу Яриле

3). Какой князь ввёл на Руси культ Перуна Святослав Олег Владимир Игорь

4)Какое животное очень почиталось древними славянами? Лиса Волк Медведь Заяц

5) Кто такой Перун Бог богатства Бог молнии и грома Богиня изобилия и счастье Бог ветрая

6) Языческие празднки Новый год и День Рождения 1 сентября и 8 марта Масленица и Коляда Иван Купала и Поклонение у сопшим

7) Кто такая Мара ( масленица ) Богиня любви и кросоты Богиня изобилия и счастье Вера в богов Смерть

8) Кто такая Мокошь Богиня изобилия и счастье Богиня любви и кросоты Богиня молнии и грома Богиня богатства

Спасибо за просмотр