«Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных и информационных компетенций младшего школьника» Клейменова Валентина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Киселёвского городского округа «СОШ 14»
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА С 2010/2011 учебного года в пилотных школах России были введены ФГОС НОО второго поколения. Возникла необходимость поиска новых форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющих заинтересовать учащихся, включить в активный познавательный процесс, повысить качество обучения.
Проблемы влияющие на качество образования в начальной школе низкий уровень развития учебной мотивации школьников; низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Использование проектной деятельности при обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. ЦЕЛЬ: создание условий для формирования базовых (информационной, коммуникативной) компетенций младшего школьника, средствами проектной деятельности.
ЗАДАЧИ 1. Проанализировать теоретические основы проектного обучения в начальной школе. 2. Создать условия для формирования базовых компетенций современного человека, путём организации проектной деятельности. 3. Проанализировать практический опыт развития личности младших школьников в условиях реализации проектного обучения. 4. Провести диагностику и выявить положительные тенденции использования проектной деятельности в процессе обучения.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Коммуникативная компетенция по Л. Бахман - это «демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями». Информационная компетенция – это требование к образовательной подготовке учащегося, умение человека находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Метод проектов (Селевко Г.К.) это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
ПРОЕКТ – ЭТО 5 «П» (И.С.Сергеев) Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация
Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки Доминирующая в проекте деятельность исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно- ориентировочная Предметно-содержательная область предметный проект (в рамках одной области знаний), метапредметный проект Характер координации проекта непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) Характер контактов среди участников одной школы, класса, города Количество участников проекта индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель Продолжительность выполнения проекта мини-проект, краткосрочный, долгосрочный
НОВИЗНА ОПЫТА В течение ряда лет мною были: адаптированы различные педагогические приемы организации проектной деятельности учащихся (наблюдение, анкетирование, интервью, анализ и синтез полученной информации); отобраны наиболее эффективные виды проектов с учетом возрастных особенностей школьников ( младший школьный возраст 1-4 кл.): - по доминирующему типу деятельности: информационные, творческие, ролевые, прикладные проекты; - по предметно-содержательной области: предметный и метапредметный проекты; - по характеру координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий) - по количеству участников: групповой, коллективный, парный, ребёнок и родитель; -по продолжительности выполнения проекта: мини-проект, краткосрочный проект; выработана система поэтапного внедрения проектной деятельности в процесс обучения младшего школьника.
Поэтапное внедрение проектной деятельности в процесс обучения: этап формирования умения ставить цели и формулировать проблему из предложенной ситуации; этап формирования умения работать в паре и в группе; этап формирования умения планировать и прогнозировать собственные действия для решения поставленной проблемы; этап формирования умения работать с различными информационными источниками; этап формирования умений по созданию и представлению конечного продукта проекта; этап создания коллективного, группового и парного проекта.
Педагогические условия реализации проектной деятельности -учёт возрастных особенностей; -организация работы с разнообразными источниками информации, в том числе отсутствующей в учебниках; -организация парной и групповой форм работы; -создание благоприятной эмоциональной среды в процессе организации проектной деятельности.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Критерии Методики 1. Уровень сформированности коммуникативных УУД Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 2. Учебная самостоятельность Определение учебной самостоятельности выпускников начальной школы С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования Ульяновского ИПК и ПРО 3. Качественная успеваемость Итоговые комплексные работы.
Результаты диагностики по первому критерию (коммуникативные УУД) Уровни сформированности коммуникативных УУД Характеристика уровня Количество учащихся (%) 1 класс уч. год 4 класс уч.год 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). 36%16% 2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 42%48% 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 22%36%
Результаты диагностики по первому критерию (коммуникативные УУД)
Результаты диагностики по второму критерию (учебная самостоятельность) Уровни учебной самостоятельности выпускников начальной школы. Характеристика уровня Количество учащихся (%) 4 класс уч.год Высокий(31–32 балла) Способность к обнаружению учебой задачи; Умение сделать выбор; Способность обобщать; Развитие речевых умений; Самоконтроль и рефлексия; Способность планировать. 14% Выше среднего (21–25 баллов) 28 % Средний (14–16 баллов) 64% Низкий (меньше 10 баллов)4%
Результаты диагностики по второму критерию (учебная самостоятельность)
Результаты диагностики по третьему критерию (качественная успеваемость) Год обучения, класс Качественная успеваемость( %) учебный год (2 класс)49% 2012 – 2013 учебный год (3 класс)51% 2013 – 2014 учебный год (4 класс)56%
Результаты диагностики по третьему критерию (качественная успеваемость)
В результате использования проектной деятельности в процессе обучения: развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; формируются УУД поиска, отбора и структурирования необходимой информации в информационном поле, что составляет информационную компетенцию; формируются коммуникативные УУД - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; повышается качественная успеваемость.
Данный педагогический опыт применения проектной деятельности как средства формирования компетенций младших школьников представлялся мною на педсовете, на областном практико-ориентированном семинаре по программе курсовой переподготовки учителей начальных классов КРИПК и ПРО, на открытом международном конкурсе педагогических идей «Педагогическое пространство-2014».