1
Базовые компетенции современного человека: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). 2
Назначение Учителя - помочь родиться мысли ученика. Сократ 3
- такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением; Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. 4
Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность. Бернард Шоу 5
Виды деятельности в образовании Вид ЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Учебно-исследовательская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний Проектная деятельность Развитие и обучение учащихся Создание учебного объекта Научно-исследовательская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя 6
это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) Научно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных знаний Учебно-исследовательская деятельность 7
Работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием Работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий Работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников 8
Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов 2. Учебные предметы по выбору 3. Факультативные курсы 4. Группы дополнительного образования 5. Экскурсия 6. Общеколледжный проект 7. Поход или экспедиция 8. Конференция или конкурс 9. Клуб или молодежное объединение 9
Структура исследовательской деятельности в учебном процессе : Отдельный этап урока (изучение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний) Урок –исследование Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков). Исследование явления, объекта, творчества отдельного писателя или поэта, которые изучаются на протяжении нескольких лет Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося 10
Под руководством научного руководителя происходит развитие личности учащегося в 3 направлениях : В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества учащегося: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д. Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание 11
Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работы Подбор методики обработки Составление плана презентации Консультационная работа руководителя 12
Самостоятельная работа учащихся Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы Выбор объекта Анализ результатов и выводов 13
Три уровня реализации исследовательского обучения 1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно. 2. Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск). 3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. 14
Деятельность участников проекта на различных этапах 15
Подготовка к проведению исследования Проведение исследования Оформление исследовательской работы Защита результатов исследования Этапы исследовательской работы 16
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования 1. Подготовка к проведению исследования 17
мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности); мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности); мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки); мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.) Виды внутренней мотивации 18
Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь! 19
Объектная область – сфера науки и практики в которой находится объект исследования (учебная дисциплина) Объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию Предмет исследования – конкретная часть объекта внутри которой ведется поиск 20
фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Выбор темы исследования Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема 21
Интерес для учащегося (не только на текущий момент, но и в перспективе профессионального развития) Обоюдная мотивация и учащегося, и педагога («мастер – учащийся») Реализуемость в имеющихся условиях (доступность литературы, оборудования) Актуальность в современной науке (наличие проблемы в данной области исследования) Критерии выбора темы исследования 22
Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении Гипотеза должна удовлетворять требованиям: содержать предположение быть проверяемой быть логически непротиворечивой соответствовать фактам ( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…») 23
Цель и задачи исследования Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. 24
Методы исследования теоретические эмпирические математические Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования 25
Технологический этап ( собственно проведение) Аналитический, рефлективный этап Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка Наиболее продуктивно - обсуждение результатов в группах 2. Проведение исследования 26
Проблемы, возникающие в процессе проведения исследовательской работы замена исследовательской работы рефератом отсутствие законченности в работе (штурмовщина) несоблюдение правил оформления работы неспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ 27
Правила работы руководителя с учащимися при проведении исследования He занимайтесь наставлениями; помогайте учащимся действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны учащихся; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. Не сдерживайте инициативы учащихся и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. Научите учащихся прослеживать межпредметные связи. Развивайте навыки самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие у учащихся в реальной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте учащимся научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески. 28
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы. 3. Оформление учебно- исследовательской работы Существуют общие правила к оформлению текста исследовательской работы. Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводов Научно-исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов 29
Виды работ учащихся Информационно-реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы. Проблемно-реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/. Экспериментально-творческие. Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. 30
Виды работ учащихся Натуралистические и описательные. Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно-экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.) Исследовательские. Творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования 31
4. Защита результатов исследования Основные формы представления результатов: -сообщение, -полный текст учебного исследования, -тезисы, -научная статья (описание хода работы), -отчет, -план исследования, -устный доклад, -стендовый доклад (оформление наглядного материала ), -реферат проблемного характера, -компьютерная программа, -прибор с описанием его действия, -технический экспонат; -видео- и аудиоматериалы. 32
Цели, задачи и методы исследования Ход и результаты исследования Личный вклад автора Выводы, возможные варианты дальнейших исследований 4. Защита результатов исследования 33
34 РЕЗУЛЬТАТ УЧАСТИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Получение новой информации. 2. Полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания. 3. Опыт творческой деятельности.
"Если в конце исследования не видно начала следующего, значит исследование не доведено до конца Дмитрий Сергеевич Лихачев 35