Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях
Д еятельность ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, восстановлению нарушенного общественного порядка протекает в сложной, быстро меняющейся обстановке, характеризующейся действием целого ряда экстремальных внешних и внутренних психологических факторов, и требует от работников милиции высокого профессионализма, выдержки, самообладания, решительности и мужества.
В связи с этим умение своевременно определять наличие психологических проблем у сотрудников, готовность проявить внимание к их душевному состоянию и организовать при необходимости занятия по психологической разгрузке, снятию стрессов должны занимать важное место в деятельности подразделений МВД.
О собо сложные условия или экстремальные ситуации в милицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза человеческой жизни или наступления других общественно опасных последствий. Вообще же экстремальная ситуация определяется в качестве системы внешних по отношению к объекту условий, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им как сложных, трудных, связанных с большим риском.
Можно определить круг типичных экстремальных ситуаций, с которыми наиболее часто встречаются сотрудники ОВД: -ситуации, связанные с использованием источника повышенной опасности, нарушающем нормы права, неосторожного обращения с источником повышенной опасности;
-Совершение некоторых одиночных, групповых, особенно массовых правонарушений;
-Ситуации, связанные с введением в отдельной местности либо по всей стране чрезвычайного положения;
«Успешным действиям в критической ситуации можно и нужно учиться, но только в условиях максимально приближенных к реальным»
Действия сотрудника ОВД, а также психологическую подготовку к ним можно представить в виде трёх обязательных элементов: 1) Подготовительного к ситуации;
2) Действий в ситуации;
2) Заключительного;
Подготовительный этап есть ни что иное как этап формирования у сотрудника готовности к действиям в экстремальной ситуации. Понятие готовности - это особое длительное или кратковременное состояние человека, направленное на сознательное или неосознанное проигрывание будущей ситуации.
Для каждого отдельного сотрудника ОВД эти условия значат, что для его индивидуальной готовности к сложной ситуации необходимы: -Осознание требований общества к сотруднику ОВД, своих потребностей к выполнению поставленной задачи; -Осознание целей, решение которых приведёт к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи; -Осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта;
-Определение на основе оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов решения задач; -Прогнозирование появлений своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов; -Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами;
Таким образом, состояние готовности как психологическое состояние имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты: 1. Мотивационный – ответственность за выполнение задач, чувство долга; 2. Операциональный – владение способами, необходимыми приёмами, знаниями и т.д. 3. Волевой – самоконтроль, само иммобилизация; 4. Оценочный – самооценка своей подготовленности;
Установка – готовность к стандартной форме реагирования на определённую экстремальную ситуацию.
Структура психологической готовности к экстремальным ситуациям: -Прочная мотивация; -Развитие чувства ответственности его за судьбы людей; -Воспитание глубокого чувства долга;
Вторым составным элементом психологической подготовки к готовности действовать в экстремальных условиях является развитие ориентационной системы сотрудника ОВД.
В-третьих, на основе смоделированных ситуаций добиться от сотрудника возможности чётко управлять своими действиями, научить его чётко контролировать ситуацию.
Медитация – интенсивный процесс, это проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путём сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних.
Таким образом, можно подвести итоги. Психологическая подготовка должна вестись не формально, а на должном уровне, ибо от этого зависит не только состояние правопорядка, но зачастую, и жизни самого сотрудника, и окружающих его людей. Основным принципом её должен быть сочетание теории и практики.
Спасибо за внимание!