Аверьянова Ирина Юрьевна, ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин АУ «Институт развития образования Ивановской области».
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур Пайперт
В настоящее время все большее место отводится компетентностному подходу в образовании, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два аспекта: базовая ИКТ- компетентность и предметно-ориентированная. Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий (умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, умение использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы и т.д.). Многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а также, порой, и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ. Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне, несмотря на то, что подавляющее большинство педагогов Ивановской области прошли обучение по формированию компьютерной грамотности.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ- компетентность учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ- грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя – двусторонний процесс. Современный учитель сам должен быть заинтересован в овладении предметно - ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню). Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. Уметь выбирать и использовать ПО (программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.). Уметь применять Новые Информационные Технологии и Интернет – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.). Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?» Результаты опроса По-прежнему - мел и тряпка 3077 (26,09%) Настольный компьютер и проектор 2402 (20,37%) Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК) 3910 (33,16%) Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено (18,58%) Затрудняюсь ответить 212 (1,80%) Как видно, мнения разделились…
Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе, что может быть обусловлено рядом причин: недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы. Вероятно, можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику». Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения. Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.). Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.
В школе в настоящее время создаются условия и уже имеются все предпосылки для использования ИКТ в учебном процессе, то есть можно говорить о доступности средств ИКТ включающей: оснащение школ техническими и программными средствами ИКТ; формирование ИКТ-компетентности педагогов, которое осуществляется в том числе и в Институте развития образования (существуют также дистанционные курсы, обучающие применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе, например, курсы « Intel » ), создание соответствующей среды в ОУ (локальная сеть и т.д.).
При подготовке учителей к работе с ИКТ учитываются следующие факторы: уровень освоения ИКТ учителем как частным пользователем; уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя. Уровни освоения определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя также различны, они определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Можно выделить 3 уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый.
Сотрудниками кафедры гуманитарного образования проводился тематический семинар для учителей с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Преподаватели на занятиях анализировали программные продукты и составляли конспекты уроков с использованием CD-ROM или выбранных из них цифровых образовательных ресурсов, а также с использованием возможностей интерактивной доски, документ – камеры и других образовательных ресурсов. По итогам семинара учителями были подготовлены зачетные выпускные работы.
В рамках обычных курсов работа по формированию ИКТ компетентности и применению образовательных комплексов проводится в небольшом объеме. Основная роль в методической подготовке учителей и в формировании предметно-ориентированной ИКТ-компетентности отводится разделу КПК « Теория и методика обучения по истории и обществознанию ». На занятиях слушателям предлагаются методики конструирования уроков и строительства учебного процесса с использованием образовательных комплексов и цифровых образовательных ресурсов. На занятиях знакомим с ЦОР и обучаем работе с различными цифровыми образовательными ресурсами (см. ниже). Кроме того, формируются библиотеки электронных наглядных пособий, представляющие собой комплекты цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Традиционно одним из основных критериев оценки качества обучения на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания является качество выпускной работы. Учителя свободны в выборе формы представления выпускной работы (презентация, сайт, несколько документов, созданных в PowerPoint, Word, Excel, Конструкторе школьных сайтов и др.). Можно судить об уровне ИКТ– компетентности на основе наблюдения, сравнения, анализа выпускных и конкурсных работ обучающихся, изучение роста активности участия слушателей в конкурсах и сетевых мероприятиях (районных, областных, всероссийских). Из года в год учителя истории и обществознания участвуют в различных конкурсах, в том числе популярен среди учителей Ивановской области конкурс электронных учебных пособий, проводимый РЦИТО ИРО ИО. Качество работ заметно улучшилось за последнее время. Презентации сопровождаются подробными, выверенными методическими рекомендациями по их использованию на уроках. В прошлом году одним из победителей данного конкурса стал Смирнов Владимир Геннадьевич, учитель истории МОУ СОШ 13 г. Вичуги, за проект «Столетняя война».
Учителя истории Ивановской области за последнее время подготовили ряд интересных пособий: игры по краеведческой тематике (Антонова Ирина Евгеньевна, МОУ СОШ 8 г. Иваново), игры к урокам по изучению обществознанию в основной школе (Степина Ольга Алексеевна, МОУ СОШ 15 г. Иваново), серии презентаций к различным учебникам (к учебнику Кравченко – Васильева Елена Юрьевна МОУ СОШ 66 г. Иваново; к учебнику «Ивановский край» - Лебедева Татьяна Владимировна, Новогоркинская МСОШ Лежневского района). Интересные презентации создает и выставляет на своем сайте учитель Ильинской МСОШ Смирнов Евгений Борисович, ученики которого также увлекаются ИКТ-технологиями и создают интересные работы, участвуя в различного рода конкурсах, проводимых в том числе и Центром информатизации и оценки качества образования Ивановской области.
Можно отметить повышение интереса учителей к возможностям Интернета. Учителя успешно осваивают приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе. Активно участвуют в Web - форумах и чатах, осваивая этику общения в Интернете. Значительно облегчает взаимодействие с коллегами использование электронной почты и проведение вебинаров. Приятно удивили web-страницы, созданные учителями истории совместно с учителями информатики, представленные на конкурс «Дорогами героев войны 1612 года».
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя: Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.) Во - вторых, учитель – предметник, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы. В - третьих, для учителя открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немаловажную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подаче материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы. В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков. В - пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: участие в дистанционных олимпиадах; конференциях; организация виртуальных экскурсий; осуществление поиска различной информации и др.