Аудит корпоративного управления.
« Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия закрепленных во внутренних документах компании процедур корпоративного управления требованиям нормативно правовым актов. Аудит корпоративного управления означает выявление сильных и слабых сторон существующей в компании практики корпоративного управления в сравнении со стратегическими целями организации; определение задач, которые необходимо решить в области корпоративного управления для достижения этих целей; подготовку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы корпоративного управления компании и ее основных компонентов.
В процессе проведения аудита корпоративного управления определяются: содержание и последовательность комплекса работ по улучшению корпоративного управления компании на основе ее среднесрочной и долгосрочной стратегий; возможного сочетания их вариантов; интересов собственников; требований законодательства и соответствующих стратегий; требований институтов финансовой инфраструктуры (например, требований листинга бирж в случае, если стратегия предусматривает вывод тех или иных категорий ценных бумаг компании на организованный фондовый рынок); позиции приоритетных групп инвесторов. Поскольку при выработке стратегии компании позиция ее основных собственников является определяющей, то, как правило, она является ключевой и при формулировании целей проведения аудита и задач, которые планируется решить с его помощью.
Необходимость проведения аудита корпоративного управления в компании обусловлена возникновением потребности во внедрении в деятельность этой компании принципов и стандартов корпоративного управления. К ситуациям, когда такая потребность может возникнуть, как правило, относятся следующие: Желание основного акционера передать оперативное управление компанией профессиональному менеджменту и сосредоточится на вопросах ее стратегического развития. Желание основного акционера создать ликвидность капитала и получить его оценку для последующего выхода из бизнеса Необходимость привлечения инвестиций для развития компании
Технология проведения аудита корпоративного управления включает в себя следующие основные этапы: получение информации об исходном состоянии компании на основе развернутой специальной анкеты; индивидуальные интервью с руководящими лицами компании (члены правления, совета директоров), крупными акционерами (их представителями), портфельными инвесторами (при наличии таковых) с целью понимания и уточнения стратегических возможностей, интересов, целей и альтернатив компании, их взаимосвязи с системой корпоративного управления; анализ внутренних документов компании, регулирующих все компоненты корпоративного управления; сравнительный анализ состояния корпоративного управления в сопоставимых (с точки зрения размеров и стратегии бизнеса) зарубежных и российских компаниях; выработка рекомендаций по поэтапному улучшению практики корпоративного управления на основе стратегии развития бизнеса компании.
Основные компоненты практики корпоративного управления, подлежащие аудиту: Структура акционерного капитала и права акционеров. Работа органов управления и контроля. Раскрытие компанией информации о своей деятельности и обеспечение ее достоверности.
Опыт проведения аудита корпоративного управления дает основание выделить следующие основные группы компаний в зависимости от целей его проведения: компании, готовящиеся к публичному привлечению инвестиций; компании, готовящиеся к частному привлечению инвестиций; компании, рассматривающие улучшение корпоративного управления как инструмент повышения обще управленческой эффективности (включая контроль со стороны существующих акционеров за менеджментом), совершенствования отношений между существующими акционерами.
По итогам аудита корпоративного управления основные акционеры компании могут оценить: вероятность возникновения расхождений между ними в отношении ключевых вопросов управления компанией; вероятность появления у кого-то из группы основных акционеров намерения продать свои акции последствия такого решения для интересов остальных членов группы основных акционеров; а также принять решение о разработке и заключении соглашения, которое предотвратило бы утрату ими контроля над компанией. Заключение таких соглашений является в большинстве случаев непременным условием продажи пакета акций фондам прямых инвестиций (между акционерами основателями компании и фондом).