Разработка урока биологии в 7 классе с использованием интерактивных приёмов.
Зелёные водоросли. Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора. Тема. Размножение водорослей
Цели: Расширение знаний учащихся о процессах жизнедеятельности водорослей, познакомив с особенностями размножения различных групп; повторить, обобщить знания учащихся об особенностях строения водорослей, учить детей нестандартному мышлению, правильно высказывать свои мысли, развивать творческие способности, речь, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе, красоте и разнообразию окружающего мира. Оборудование: учебник Н. Н. Мусиенко, Биология 7, таблицы со схемами способов размножения водорослей, отсканированные рисунки с изображением различных водорослей, мультимедийный комплекс.
ХОД УРОКА 1. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний. Мы вновь с вами на уроке биологии и продолжаем знакомство с удивительными растениями – водорослями. Мы вновь с вами на уроке биологии и продолжаем знакомство с удивительными растениями – водорослями. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы знаем о водорослях. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы знаем о водорослях. Вы все, наверное, слышали о необыкновенном выдумщике – Вы все, наверное, слышали о необыкновенном выдумщике – Бароне Мюнхаузене и знакомы с его невероятными приключениями. Бароне Мюнхаузене и знакомы с его невероятными приключениями. С одной из таких историй мы познакомимся сегодня. И конечно же она будет связана с водорослями. С одной из таких историй мы познакомимся сегодня. И конечно же она будет связана с водорослями. Что же невероятного в этом рассказе? Что же невероятного в этом рассказе?
Рассказ Барона Мюнхаузена Один раз я очутился на безлюдном острове. На этом острове я встретил много интересного и необычайного. Больше всего меня поразили необыкновенные живые организмы – водоросли. У них были большие, крепкие корни. На стеблях располагались листья, напоминающие листья одуванчика. Но самым интересным у водорослей были нежно- розовые душистые цветки и сочные небольшие плоды, которые служили пищей для всех птиц, проживающих на этом острове.
Ошибки: нет корней нет корней нет стебля ТАЛЛОМ нет стебля ТАЛЛОМ нет листьев нет листьев нет цветков нет цветков нет и плодов нет и плодов Проверим, знаете ли вы строение одноклеточных и многоклеточных водорослей на примере хламидомонады и спирогиры. Работа выполняется по вариантам. Из предложенного перечня выберите признаки 1 вариант – спирогиры 2 вариант - хламидомонады
Признаки хламидомонады и спирогиры: 1. Одноклеточный организм. 2. Многоклеточный организм. 3. Клетка вытянутой формы. 4. Клетка грушевидной формы. 5. Хроматофор в виде чаши. 6. Хроматофор в виде спиральной закрученной ленты. 7. Ядро подвешено на цитоплазматических тяжах. 8. Ядро свободно располагается в цитоплазме. 9. Имеет светочувствительный глазок. 10. В цитоплазме расположены вакуоли с клеточным соком. Варианты ответов: Спирогира Хламидомонада Спирогира Хламидомонада 2,3,6,7,10 1,4,5,8,9 2,3,6,7,10 1,4,5,8,9
2. Изучение нового материала Тема: Размножение водорослей. 1. Ф ронтальная беседа Прежде чем мы познакомимся со способами размножения водорослей давайте повторим: Что такое размножение? Какие способы размножения вам известны? 2. С оставление схемы Размножение Половое Бесполое Вегетативное Для водорослей характерны все три способа размножения. Мы познакомимся с размножением водорослей на примере зелёных водорослей.
Размножение хламидомонады бесполое
Размножение хламидомонады половое
Размножение улотрикса бесполое половое вегетативное
Размножение спирогиры вегетативное половое размножение в виде конъюгации.половое размножение в виде конъюгации.
3. Закрепление Заполните соответствующие клетки ответив на вопросы: 1. Процесс слияния содержимого двух клеток у спирогиры? 2. Клетка бесполого размножения? 3.Клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет? 4.Процесс, в результате которого происходит увеличение числа особей и передача наследственной информации? 5.Размножение, которое осуществляется с помощью многоклеточных частей водоросли?
Проверка правильности выполнения задания: конъюгация спора зигота размножение вегетативное
4. Рефлексия Удалось ли нам достичь поставленной цели?Удалось ли нам достичь поставленной цели? Что больше всего понравилось на уроке?Что больше всего понравилось на уроке? Дайте оценку уроку, используя разноцветные карточки:Дайте оценку уроку, используя разноцветные карточки: розовая – понравился урок, узнал много интересного; розовая – понравился урок, узнал много интересного; жёлтая – урок как урок; жёлтая – урок как урок; зелёная – урок не понравился. зелёная – урок не понравился.
5. Обсуждение домашнего задания § 36, стр. 151 § 37, стр По желанию: Подготовить сообщение о водорослях под рубрикой По желанию: Подготовить сообщение о водорослях под рубрикой «А знаете ли вы…»