Формирование мониторинга качества подготовки кадров в системе СПО (система показателей и информационная база)
МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 97 закона «Об образовании в РФ» (273-ФЗ) Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. 662 МОНИТОРИНГ - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом, учебными и вне учебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность Приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 г. N 14
Поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. п. 1, подпункт 9 Создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате Ворлдскиллс Россия Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от р) 18. Создание системы мониторинга качества подготовки кадров, в которой одним из критериев качества подготовки кадров являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате Ворлдскиллс Россия 19. Проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СПО Выбор надежных информационных источников (независимых от запросов в ОО) Использование преимущественно расчетных показателей Объективность и достоверность Агрегация информации на уровне ОО, региона и России в целом Составление необходимого и достаточного перечня показателей Полнота и комплексность Выбор показателей, отражающих реальную картину в профессиональном образовании и позволяющих судить о его качестве Валидность
ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СПО Образовательные достижения обучающихся, квалификация выпускников Условия и процессы образовательной деятельности, обеспечивающие устойчивые высокие результаты КАЧЕСТВО ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ
Мониторинг качества подготовки кадров Мониторинг системы образования КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Сompetition Information system - результаты WS, чемпионатов профмастерства; - результаты ГИА на основе стандартов WSI (демонстрационный экзамен) Сompetition Information system - результаты WS, чемпионатов профмастерства; - результаты ГИА на основе стандартов WSI (демонстрационный экзамен) Реестр системы НОК - результаты независимой оценки квалификации ? Реестр системы НОК - результаты независимой оценки квалификации ? РОССТАТ -дополнительные показатели МСО ( подготовка по ТОП-50, целевое обучение, элементы дуальной системы) РОССТАТ -дополнительные показатели МСО ( подготовка по ТОП-50, целевое обучение, элементы дуальной системы) Реестр ПОА -результаты ПОА ? Реестр ПОА -результаты ПОА ? ОБЪЕКТЫ Пенсионный фонд России - занятость выпускников образовательных программ СПО Пенсионный фонд России - занятость выпускников образовательных программ СПО
ПОКАЗАТЕЛИИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ Доля выпускников образовательных программ по ТОП-50, получивших свидетельство в независимых центрах оценки квалификаций Федеральный реестр НОК (МИНТРУД РОССИИ) Доля выпускников образовательных программ по ТОП-50, трудоустроившихся в соответствии с освоенными компетенциями (полученной профессией, специальностью) в течение года ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ Доля студентов, обучающихся по ТОП-50, – победителей региональных чемпионатов профессионального мастерства WSR, региональных этапов всероссийских олимпиад профессионального мастерства Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Доля обучающихся (выпускников) образовательных программ по ТОП-50, получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills Доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших итоговую государственную аттестацию, от общего числа выпускников образовательной программы (при условии ГИА в форме демонстрационного экзамена) ОРГАНЫ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Образовательные организации Субъект РФ … Образовательные организации Субъект РФ Рособрнадзор ПФР Минобрнауки Заполненные шаблоны Шаблоны, инструкции Исполнитель Запрос в ПФР Ответ – статистические сведения Статистические сведения Аналитика Соглашения и регламенты взаимодействия с субъектами Инструкции по подключению Файлы-шаблоны для всех ОО СПО субъекта Временные рамки: ФОРМИРОВАНИЕ и АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА занятости выпускников образовательных организаций по программам среднего профессионального образования ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ к реализации всероссийского проекта мониторинга занятости выпускников ЦЕЛИ Схема взаимодействия сторон в рамках проведения Мониторинга Тульский государственный университет Минобрнаук и России Рособрнадзор Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Профессиональные образовательные организации Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р Участники Проекта ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ МОНИТОРИНГА ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Советы по профессиональным квалификациям Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Проект ФЗ «О независимой оценке квалификаций…» Центры оценки квалификации ФЕДЕРАЛЬНЫЙРЕЕСТР МИНТРУДРОССИИ Наделение полномочиями Наделение полномочиями Ведение реестра
- наноиндустрия; - строительство; - железнодорожный транспорт, - машиностроение; -лифтовая отрасль и сфера вертикального транспорта РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 881-Р ОТ 14 МАЯ 2015 ГОДА План-график формирования сети независимых центров оценки профессиональных квалификаций (на 3 года) В соответствии с Распоряжением Правительства РФ для проведения независимой оценки квалификации в 2015, 2016 и 2017 годах нарастающим итогом будут 36, 191 и 289 независимых центров оценки профессиональных квалификаций
ПОКАЗАТЕЛИ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Доля образовательных программ спо, имеющих свидетельство о профессионально-общественной аккредитации (ПОА) Национальный реестр системы ПОА Доля преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших повышение квалификации (переподготовку) в профильных организациях в течение последних 3 лет Обновленные статистические формы (ГИВЦ) Доля преподавателей профильных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, совмещающих работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность, с профессиональной деятельностью по специальности Наличие преподавателей, мастеров производственного обучения из числа действующих руководителей и работников профильных организаций Доля лабораторий, мастерских, оснащенных современными приборами и оборудованием Наличие баз для проведения практик, оснащенных современным оборудованием, приборами и специализированными полигонами в степени, необходимой для формирования профессиональных компетенций Наличие базовых кафедр на предприятиях, в организациях Внедрение элементов дуального обучения КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ И ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) (Приказ Минобрнауки России от N 560 (ред. от ) "Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки…» ) Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки ВО, профессиям и специальностям СПО осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс: … наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема. (пп. введен Приказом Минобрнауки России от N 1606) Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки ВО, профессиям и специальностям СПО осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс: … наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема. (пп. введен Приказом Минобрнауки России от N 1606)
Профессионально-общественная аккредитация Модель ПОА в рамках деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей Советы по профессиональным квалификациям Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) Нацсовет и рабочая группа Нацсовета Рассмотрение заявок Решение о включении в реестры АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Действуют самостоятельно или передают полномочия эксперты Экспертные организации
Некоммерческое партнерство «Федерация Рестораторов и Отельеров»; Некоммерческое партнерство «Межотраслевое объединение наноиндустрии»; Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций»; Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий; Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»; Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Национальное Агентство Контроля Сварки». АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ВОШЕДШИЕ В РЕЕСТР НСПК
Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры НОК Соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов ее освоения (выраженных в форме ПК, иных формах) ПС; УП, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов; качества и количества МТ-, ИК-, учебно-методических и иных ресурсов требованию достижения обучающимися заявленных в образовательной программе результатов обучения. Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями Подтвержденное участие работодателей в проектировании профессиональной образовательной программы; в организации проектной работы обучающихся; в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения; в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности. Группы критериев оценки и последующей профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ, УТОЧНЯЕМЫЙ АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: -«Расшивка» каждой группы критериев; - «Вес» критерия; -Основание принятия решения
Национальный реестр профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ Реестр аккредитующих организаций Реестр аккредитованных программ
АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МИНОБРНАУКИ РФ РОСОБРНАДЗОР МИНОБРНАУКИ РФ РОСОБРНАДЗОР СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОА НАЦСОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СИСТЕМЫ ПОА
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЕ (ОБНОВЛЕНИЕ) РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ: АНАЛИТИКА ПО ТЕКУЩЕМУ СОСТОЯНИЮ СИСТЕМЫ СПО; РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ КЦП; ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ -ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ; -- О ФИНАНСОВОВЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ обеспечение органов управления образованием и всех заинтересованных сторон объективной информацией о качестве подготовки кадров для принятия эффективных управленческих решений по развитию системы среднего профессионального образования в интересах государства и общества
Содержание мероприятия Сроки 1. Совершенствование модели системы мониторинга качества подготовки кадров, ее информационной и критериальной базы 2015 год 2. Пилотная апробация системы мониторинга занятости выпускников образовательных организаций СПО 2016 год 3. Разработка единых оценочных средств и процедур оценки качества подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО годы 4. Апробация единых оценочных средств и процедур оценки качества подготовки кадров в региональных и национальных, а также отраслевых чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате Ворлдскиллс Россия 2017 год 5. Создание и внедрение информационной системы мониторинга качества подготовки кадров 2016 год 6. Разработка организационно-методического обеспечения функционирования системы 2016 год 7. Полномасштабное внедрение системы мониторинга занятости выпускников образовательных организаций СПО 2016 год 8. Ввод информационной системы мониторинга качества подготовки кадров в эксплуатацию 2017 год 9. Проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям годы 10.Аналитика, рейтингование образовательных организаций СПО годы ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ !
Повышение качества подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образования Изменение структуры и содержания подготовки педагогических кадров для СПО Постепенный уход от бюджетного набора на специальность СПО «Профессиональное обучение» Актуализация ФГОС и программ высшего образования по направлению Профессиональное обучение (по отраслям) с учетом требований ПС Развитие практики целевого приема и целевого обучения студентов по направлению «Профессиональное обучение» Формирование КЦП на основе прогноза потребностей региона Непрерывное развитие профессиональных компетенций пед.работников СПО, в том числе за счет создания новой модели ДПО Выявление и распространение лучших практик привлечения и закрепления педагогических работников в системе СПО Привлечение в ОО СПО работников, имеющих опыт работы в соответствующих отраслях экономики Социальная поддержка пед.работников, сопровождение пед.работников при вхождении в профессию Разработка и апробация системы профессиональной независимой оценки квалификации педагогических работников СПО
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Специалист по информационным системам Специалист по информационным ресурсам Администратор баз данных Сетевой и системный администратор Специалист по тестированию в области ИТ Технический писатель Специалист по обслуживанию телекоммуникаций Программист Разработчик Web и мультимедийных приложений Техник по защите информации Техник-полиграфист ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКА Автомеханик Оператор беспилотных летательных аппаратов Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники Техник авиационных двигателей Техник-механик в сельском хозяйстве ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКА Автомеханик Оператор беспилотных летательных аппаратов Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники Техник авиационных двигателей Техник-механик в сельском хозяйстве ИСКУССТВО И ДИЗАЙН Графический дизайнер ИСКУССТВО И ДИЗАЙН Графический дизайнер СЕРВИС, СФЕРА УСЛУГ Косметолог Парикмахер Повар-кондитер Специалист по гостеприимству ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Токарь-универсал Фрезеровщик-универсал Сварщик Слесарь Техник по АСУ ТП Специалист в области КИПиА Оператор станков с программным управлением Наладчик-ремонтник промышленного оборудования Техник по обслуживанию роботизированного производства Сборщик электронных систем (Специалист по электронным приборам и устройствам) Мехатроник Мобильный робототехник Специалист по технологии машиностроения Метролог Техник-конструктор Оптик-механик Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам Лаборант химического анализа Техник по композитным материалам Специалист по аддитивным технологиям Специалист по техническому контролю качества продукции Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист) ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Токарь-универсал Фрезеровщик-универсал Сварщик Слесарь Техник по АСУ ТП Специалист в области КИПиА Оператор станков с программным управлением Наладчик-ремонтник промышленного оборудования Техник по обслуживанию роботизированного производства Сборщик электронных систем (Специалист по электронным приборам и устройствам) Мехатроник Мобильный робототехник Специалист по технологии машиностроения Метролог Техник-конструктор Оптик-механик Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам Лаборант химического анализа Техник по композитным материалам Специалист по аддитивным технологиям Специалист по техническому контролю качества продукции Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист) ТОП-50 ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВО Мастер декоративных работ Мастер столярно-плотницких работ Плиточник-облицовщицк Сантехник Электромонтажник Специалист по холодильно- вентиляционной технике СТРОИТЕЛЬСТВО Мастер декоративных работ Мастер столярно-плотницких работ Плиточник-облицовщицк Сантехник Электромонтажник Специалист по холодильно- вентиляционной технике