«Давние, давние были Приоткрываются вновь...» - Рождение и первые годы жизни. - Обучение в гимназии. - Личная жизнь. - Творчество писателя. - Смерть поэта.
Андрей Белый ( настоящее имя Борис Николаевич Бугаев ); 14 (26) октября 1880 год, Москва, Российская империя 8 января 1934, Москва, РСФСР, СССР ) русский писатель, поэт, критик, стиховед ; один из ведущих деятелей русского символизма.
Николай Васильевич Бугаев. Боря Бугаев. Александра Дмитриевна Бугаева.
До двадцати шести лет Борис жил в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира
С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Будучи гимназистом, сблизился с братом философа Вл. Соловьёва, издателем его трудов Михаилом Сергеевичем. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним Андрей Белый ( белый священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).
В студенческие годы знакомится со « старшими символистами ». С юношеских лет пытался соединить художественно - мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера « Мира искусства ». В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его симфоний Северная или Героическая. Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты симфониями, он и сам толком не знал, что это такое. Симфонии А. Белого больше схожи с сонатами. Слово симфония было для Белого своего рода символом.
В 1904 году « аргонавты » собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно - философский сборник под названием « Свободная совесть », и в 1906 году вышли две книги этого сборника. В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко - филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта ; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в « Весах » ( ). Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название « Аргонавты ». « В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм : от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым ; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок », вспоминал Андрей Белый.
В то время самым близким другом для Белого был Блок, который мало времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Андрей Белый стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками. Любовь Менделеева. А. А. Блок.
И Х СТРАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРОДОЛЖАЛИСЬ ДВА ГОДА, А В 1906 ГОДУ БЛОК СОЗДАЛ ЗНАМЕНИТУЮ ПЬЕСУ О ЛЮБОВНОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ, НАЗВАВ ЕЁ « БАЛАГАНЧИК ». Т ОГДА ЖЕ ЛЮБОВЬ МЕНДЕЛЕЕВА, ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАПУТАВШИСЬ В СВОИХ ОТНОШЕНИЯХ С МУЖЕМ И ВОЗЛЮБЛЕННЫМ, ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ НА ВРЕМЯ РАССТАТЬСЯ С ЛЮБОВНИКОМ И ПОДУМАТЬ О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ. ТАК ПРОШЛО ДЕСЯТЬ ТРУДНЫХ МЕСЯЦЕВ, КОГДА БЕЛЫЙ ДАЖЕ ПОДУМЫВАЛ О САМОУБИЙСТВЕ, А МЕНДЕЛЕЕВА НЕ МОГЛА ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО, РАЗРЫВАЯСЬ МЕЖДУ ЧУВСТВАМИ И ЗДРАВЫМ РАССУДКОМ. НАКОНЕЦ ОНА СООБЩИЛА ПОЭТУ, ЧТО ОСТАЁТСЯ С МУЖЕМ, А ЕГО ХОЧЕТ НАВСЕГДА ВЫЧЕРКНУТЬ ИЗ ЖИЗНИ. РАССТАВШИСЬ СО СВОЕЙ МЕЧТОЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ И ПОКИНУТЫЙ, БЕЛЫЙ ОТПРАВИЛСЯ ЗА ГРАНИЦУ.
В ернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой ( ) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию Тунис Египет Палестину ( описано в « Путевых заметках »).
В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.
В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву ; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева ( урожд. Алексеева ; ) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Т ихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 г. снимают две комнаты в Кучино под Москвой.
О громное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений Пепел (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами Пепла, из них А. Белый составил следующий сборник Урна (1909). И дея Пепла точнее всего сформулирована самим Белым : Пепел книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления горизонта ( недаром один из последних разделов сборника называется Просветы ).
Пространство Пепла это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к центру. Первый круг, самый большой, почти что безграничные, пустые, страшные, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ. « Туда где смертей и болезней Лихая прошла колея...» Или : « Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там убогие стаи избенок, Там убогие стаи людей...»
В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи ( Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...), смерти : « От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы... Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни...»
Пространство следующего круга Деревни имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый красный язык висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной из - под красной рукоятки, символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти : « Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, В грудь, в живот и в бок.»
« Пространство следующего раздела Город еще конкретнее : Москва пира во время чумы. Ритуальная пляска Смерти перенесена в Городе с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир : «... Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость, Входит гостья, щелкнет костью, Взвеет саван : гостья смерть.» В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников пиров только один поэт арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт - пророк выступает не только в маске шута арлекина, но и в облике великомученика : « Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали.»
Пепел является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник Урна (1909) посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в Урне содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : « Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели...» Урна последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( ).
П исатель умер от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Л юбовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.