Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества: 1. создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; 2. организация формального и неформального общения на профессиональные темы; 3. инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; 4. обмен опытом учения-обучения; 5. распространение успешных педагогических практик; 6. поддержка новых образовательных инициатив. Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений: 1. Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности. 2.Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними. 3. Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции. 4. Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.
В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности: 1. Обучающий семинар 2. Виртуальная конференция 3. Конкурс 4. Проект 5. Акция 6. Виртуальная экскурсия 7."Мастерская" или мастер-класс 8. Опрос 9. Обсуждение в чате 10. Фестиваль проектов 11. Телеконференция 12. Проектировочный семинар Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры. Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность: 1. обучаться и приобретать знания, умения и компетенции; 2. получать самую современную информацию по интересующей теме; 3. иметь доступ к методической базе разработок; 4. общаться с коллегами на различных форумах; 5. получать квалифицированные консультации и советы экспертов; 6. участвовать в работе профессиональных сообществ; 7. публиковать свои материалы; 8. принять участие в обсуждении опубликованных материалов; 9. участвовать в профессиональных конкурсах и др.