Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ Презентация по результатам исследований III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МАРКЕТИНГ РОССИИ» Москва, 23 октября 2015 г.
МЕТОДОЛОГИЯ И ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ Национальное агентство финансовых исследований Всероссийская репрезентативная выборка Личные формализованные интервью в квартире респондента Объем выборки – 1600 чел. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население РФ: по полу возрасту уровню образования типу населенного пункта, в котором проживает респондент Число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40 Число населенных пунктов – не менее 150 Погрешность выборки – 3,4% Описание характеристик целевой аудитории, география полевых работ
ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
РИСКИ Национальное агентство финансовых исследований Отношение к финансовым институтам Скажите, насколько Вы доверяете следующим финансовым организациям?, в % от группы «полностью доверяют/скорее доверяю» Источник: НАФИ, гг. !
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Знание о финансовых институтах и продуктах, умение их использовать при возникновении потребности с пониманием последствий своих действий Источник: Measuring Financial Capability: an Exploratory Study. Financial Services Authority (
% НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮ38 Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), храню их дома 21 Надеюсь на поддержку и помощь родственников 18 Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), вкладываю их в различные финансовые продукты (накопительные счета, или вклады до востребования, срочные вклады) 14 Имею кредитную карту про запас, воспользуюсь ей 10 Я оформил(а) страховой полис специально для таких случаев (страхование от потери трудоспособности, от потери работы, от несчастного случая, и т.д.) 8 Планирую взять кредит наличными (потребительский кредит) при возникновении какой-либо проблемы 8 Вкладываю денежные средства в недвижимость 7 Вкладываю денежные средства в антиквариат или драгоценные металлы/камни 1 Другое 1 Затрудняюсь ответить 3 Источник: НАФИ, октябрь 2014 г. ФИНАНСОВАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ Инструменты обеспечения финансовой безопасности Предпринимаете ли Вы какие-либо действия, чтобы финансово обезопасить себя от несчастного случая или неблагоприятного стечения обстоятельств (напр., потери трудоспособности, пожара, кражи)? в % от всех опрошенных
УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Национальное агентство финансовых исследований Ведение бюджета Ведете ли Вы учет своих доходов и расходов (семейных бюджет)?, в % от всех опрошенных Источник: НАФИ, гг. 68% не ведут учет доходов и расходов
СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН Национальное агентство финансовых исследований Источник: НАФИ, 2014 гг. Есть ли у Вас (Вашей семьи) в настоящее время сбережения, накопления?, в % от всех опрошенных Как вы (ваша семья) обычно распоряжаетесь доходами в повседневной жизни?, в % от всех опрошенных
«ЖИЗНЬ В КРЕДИТ» ПО МНЕНИЮ РОССИЯН Источник: НАФИ, ВЦИОМ гг. Источник: НАФИ, Национальное агентство финансовых исследований Основные мотивы кредитования – «не смогли бы накопить», «не хотели откладывать» (40%) По мнению 46-50% россиян, кредиты усложняют жизнь и экономически неоправданны 30% опрошенных считают, что ежемесячные выплаты по кредитам могут составлять 40% и более совокупного дохода семьи Знают, что такое «рефинансирование кредита» только 21% россиян Менее половины – 49% – жителей России знает, что такое кредитная история 22% трудоспособного населения страны считает, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна
ПРОБЛЕМА «СЕРЫХ КРЕДИТОРОВ» Источник: НАФИ, ВЦИОМ гг. Источник: НАФИ, апрель 2015 Национальное агентство финансовых исследований Представьте, Вам срочно потребовались деньги и Вы обратились в банк за кредитом, но банк Вам отказал. Скажите, в какие из перечисленных организаций Вы обратитесь, а в какие – точно нет, посчитав их мошенническими? !
УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Национальное агентство финансовых исследований Самооценка финансовой грамотности Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?, в % от группы «полностью доверяют/скорее доверяю» Источник: НАФИ, гг.
ДЕТИ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Национальное агентство финансовых исследований Источник: НАФИ, Июнь 2015, проект «Дети и финансы». Привлекаете ли Вы своих детей к учету доходов и расходов/планированию семейного бюджета?, % опрошенных родителей детей от 4-х лет, в целом по России
ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ (1) Доступ к финансовой инфраструктуре (2) Использование финансовых услуг (3) Качество предоставляемых финансовых услуг
14 ДОСТУПНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Удовлетворенность количеством и местом расположения точек предоставления финансовых услуг, в % от всех опрошенных ! Источник: НАФИ, CGAP, «Финансовая доступность: взгляд потребителя», 2014, N=2800 Национальное агентство финансовых исследований
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Национальное агентство финансовых исследований Пользователям тяжело сравнивать условия кредитов, представленных в разных форматах. При отсутствии единообразия, пользователи финансовых услуг испытывают затруднения при оценке стоимости продукта, и ориентируются на другие критерии. Российские потребители склонны выбирать кредитные продукты, ориентируясь на максимальную прозрачность и понятность условий кредитования (отсутствие «вилок» и т.д.), а также минимизацию влияния банка на индивидуальные условия кредитования («в зависимости от…»). Потребителям сложно без дополнительных «подсказок» отличить финансовую пирамиду от других продуктов, а также оценить надежность финансовой организации. Без помощи в виде бренда банка или инвестиционной компании пользователи ориентируются только на процентную ставку, в связи с чем классические банковские продукты проигрывают высоко рисковым. Источник: НАФИ, CGAP, «Финансовая доступность: взгляд потребителя», 2014
16 МНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МНЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ Надежность поставщика Простые, ясные и легкие для понимания продукты Прозрачность цены и других условий Низкие комиссии по операциям/платежам НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ Физический доступ/плотность населения Ограниченный ассортимент продуктов Менталитет потребителей Финансовая грамотность Законодательство Конкуренция Фондирование Физический доступ Доброжелательное обслуживание Доступ к удаленным услугам Более высокая цена Очереди Низкая степень доверия Сложность для потребителей продуктов и процедур поставщиков Технологическая инфраструктура НАИМЕНЕЕ ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ Источник: НАФИ, CGAP, «Финансовая доступность: взгляд потребителя», 2014 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Комплекс мер, направленных на регулирование отношений между потребителем и финансовой организацией
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Источник: НАФИ г.. Насколько, по Вашему мнению, защищены или не защищены ваши права как потребителя финансовых услуг?, в % от всех опрошенных !!! Только 15% россиян знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг Источник: НАФИ, гг., Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Национальное агентство финансовых исследований Готовность жаловаться на плохое обслуживание Представьте реальную ситуацию: в магазине, кафе, банке или где-либо еще Вас плохо обслужили. Будете ли Вы жаловаться администратору, заполнять книгу жалоб или посчитаете это бесполезным и простой уйдете?, в % от всех опрошенных Источник: НАФИ, 2015 гг. Станут жаловаться Женщины (38%) Возраст лет (38%) Без финансовых затруднений: могут позволить себе многое (46%) Не станут жаловаться Мужчины (66%) Возраст лет (64%) Хватает на еду и одежду, но на покупку товаров длительного пользования надо копить (65%)
Национальное агентство финансовых исследований Ниже представлен список тем, которые затрагивают различные вопросы управления личными финансами. Скажите, о чем Вы хотели бы знать больше?, в % от всех опрошенных Какие законы, защищающие права потребителей существуют, и что следует делать, если эти права нарушаются 4745 На какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями 3240 Что нужно делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами 2829 Какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять 1924 По каким параметрам нужно сравнивать услуги, предлагаемые финансовыми организациями 815 Как составлять личный бюджет доходов и расходов 913 Ничего из перечисленного мне не интересно 2219 Затрудняюсь ответить 67 Источник: НАФИ, , Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ?
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: КТО ДОЛЖЕН УЧИТЬ? Национальное агентство финансовых исследований Государственные организации, регулирующие данные рынки 3437 Высшие учебные заведения экономического/ финансового профиля 2327 Независимые финансовые консультанты 2923 Пенсионные фонды и/или страховые компании 2223 Средства массовой информации (журналисты и телеведущие) 1517 Коммерческие банки 14 Общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей 2314 ПИФы/ управляющие компании 39 Другое 12 Затрудняюсь ответить 1421 Сегодня о готовности заниматься повышением финансовой грамотности населения заявили многие организации, имеющие отношение к финансовым рынкам. А лично Вам кого хотелось бы видеть в качестве учителя в программе финансовой грамотности?, в % от всех опрошенных Источник: НАФИ, 2008, 2014, Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600
Национальное агентство финансовых исследований СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) тел./факс +7 (495) Интернет-сайт: