Обзор Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении особо опасных веществ и пестицидов в международной торговле УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ВЕКЦА Региональная встреча IPEN в Центральной Азии Ольга Сперанская Сопредседатель IPEN/ «Эко-Согласие» 2015
Роттердамская конвенция основные этапы 10 сентября 1998Конвенция принята 24 февраля 2004 – Конвенция вступила в силу 154 Стороны Конвенции Армения, Грузия, Казахстан и Кыргызстан, Россия, Украина - Стороны Таджикистан – подписант Азербайджан, Беларусь, Молдова, Узбекистан и Туркменистан – не подписанты и не Стороны Конвенции
Информация - это ключевое слово Роттердамской конвенции Роттердамская конвенция готовилась как инструмент для обеспечения предварительного обоснованного согласия (ПОС) стран, импортирующих опасные химические вещества и пестициды. Конвенция была разработана в связи с глобальной проблемой опасных химических веществ, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения и вызывающих загрязнение окружающей среды, причем известно об этой проблеме недостаточно..
Вещества Роттердамской конвенции В Приложении III входят 47 веществ (33 пестицида, включая 4 особо опасных вестицтида) 14 промышленных веществ) Химические вещества включаются в список Приложения III к Роттердамской конвенции по решению КС, на основе рекомендаций КРХВ и в соответствии с параграфом 5 Статьи 22, который предусматривает, что решения о дополнении Приложения III должны приниматься консенсусом.
На что рассчитана РК? Дать сторонам больше информации о проблемах воздействия на здоровье человека и на окружающую среду тех химических веществ, которые проходят процесс рассмотрения в КРХВ и/или включены в перечень Приложения III; Предотвратить нежелательный импорт опасных химических веществ, подлежащих процедуре ПОС; Улучшить регулирование химических веществ, особенно в развивающихся странах; Стимулировать поиск более безопасных альтернатив, включая интегрированный контроль вредителей.
Уникальность РК Роттердамская конвенция - это уникальное юридически обязывающее соглашение, которое продвигает право стран на информацию путем передачи соответствующих данных об экологической опасности. Хотя Роттердамская конвенция не предусматривает целей запрета химических веществ (как это делает Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях), но она все же является важным международным информационным инструментом, который дает развивающимся странам четко определенное право защищать себя от воздействия опасных химических веществ при помощи процесса ПОС. Участникам КС следует воспользоваться возможностями для поддержки целей Роттердамской конвенции, принять рекомендации КРХВ и предоставить механизм, позволяющий странам принимать решения, основываясь на предварительном рассмотрении объективной информации.
Проблемы РК Злоупотребление консенсусом Отсутствие механизма соблюдения – отсутствие контроля за исполнением Длительный процесс оценки и анализа опасного воздействия давно известных опасных веществ и продуктов на здоровье человека и на окружающую среду
Перспективы эффективности РК Страны блокируют включение веществ в Приложение РК - Хризотиловый асбеста – КС 7 –отклонен (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Зимбабве, Куба, Индия) - - Паракват – КС 7 – отклонен (Индия) - - Трихлорфон - КС 7 – отклонен (Индия) - - Фентион – КС 7 – отклонен (Судан) - - Метамидофос – включен Заявление Эквадора – недопустимо, чтобы на делегатов от стран оказывала давление промышленное лобби
Механизм соблюдения Механизм для оказания технической и финансовой помощи странам На КС 7 процесс заблокирован: Индия, Пакистан, Египет, Аргентина Россия, Центральная Азия, Бразилия – не так системно, но против принятия механизма соблюдения
Как сохранить целостность РК? сделать возможным принятие решений большинством в две трети голосов, если "исчерпаны все усилия по достижению консенсуса", открыв, таким образом, возможности для эффективной реализации конвенции в соответствии с ее первоначальным замыслом. поддержать рекомендации КРХВ по включению в список Приложения III известных опасных химических веществ Это будет способствовать обмену информацией, поможет странам укрепить свои национальные режимы обращения с химическими веществами и сократить наносимый ими вред для здоровья населения и для окружающей сред. Отказ поддержать рекомендации, подготовленные научным органом конвенции, может свидетельствовать о том, что Стороны не доверяют работе КРХВ. В таком случае конвенция не соответствует своему мандату. принять эффективные механизм контроля соблюдения, - как стимул для реализации положений конвенции ее сторонами и как инструмент оказания помощи странам.