Логика II. Понятие как форма мысли. Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Понятие как форма мышления. 2 Исходной формой мысли выступает понятие Понятие - форма мышления в которой отражаются внутренние существенные признаки.
Advertisements

Виды понятий ЭВсБ11 1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. 2. Виды понятий. Отношения между понятиями.
ПОНЯТИЕ как форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки предметов Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
ПОНЯТИЕ как логическая форма мышления Учебная презентация по логике для гуманитарных факультетов выполнена Скидан О.П., доцентом кафедры философии С(А)ФУ.
Логика II. Понятие как форма мышления. Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы.
Логика Представление о логике. Понятие в логике..
П О Н Я Т И Е (филос.) Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений; (в логике) Мысль, в которой обобщаются.
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Отношения между понятиями Что можно сравнить у реальных объектов? Можно ли понятия сравнивать между собой?
Тема: «Отношения между понятиями. Введение».. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют.
Урок-повторение Человек и информация © А.С. Гусева,
Понятие, его общая характеристика. Виды понятий..
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
6 класс АнализСинтезСравнение АбстрагированиеОбобщение Основные логические приёмы формирования понятий.
Тема: Формы мышления. Алгебра высказываний. Цель: 1.Вспомнить формы мышления. 2.Научиться записывать логическое высказывание.
Транксрипт:

Логика II. Понятие как форма мысли

Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы образования понятий. 3. Содержание и объем понятия. Закон связи содержания и объема понятия. 4. Виды понятий. 5. Отношения между понятиями. 6. Операции с понятием. 1. Обобщение и ограничение понятия. 2. Определение понятия. 3. Деление понятия. 7. О двойственной природе понятия.

Понятие как форма мысли Понятие есть форма мысли, отражающая общие, специфические и существенные признаки предмета или класса предметов

Понятие как форма мысли Чувственные формы познания Понятие Наглядные образы чувственно воспринимаемых предметов Лишены наглядности Объект предстает в его единичности, индивидуальности В понятии лишь общие признаки класса предметов Лишь чувственно воспринимаемые свойства, признаки Существенные признаки предметов

Понятие как форма мысли Понятие есть форма мысли, отражающая общие, специфические и существенные признаки предмета или класса предметов

Методы формирования понятий Анализ - мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его признаки. Синтез - мысленное соединение признаков в содержании понятий. Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами. Абстрагирование - мысленное выделение, отвлечение признака или признаков из всей совокупности признаков предмета. Обобщение - объединение предметов в класс на основании общности выделяемого признака.

Содержание и объем понятий. Содержание - совокупность существенных (общих и специфических) признаков, мыслимых в данном понятии и выражающих сущность соответствующего класса предметов. Существенные признаки 1. Могут выражаться через отношение к другому предмету 2.Свойства, определяющие природу данного предмета

Как называется эта вещь? Что это такое?

Содержание и объем понятий. Содержание - совокупность существенных (общих и специфических) признаков, мыслимых в данном понятии и выражающих сущность соответствующего класса предметов. Существенные признаки 1. Могут выражаться через отношение к другому предмету 2.Свойства, определяющие природу данного предмета

Содержание и объем понятий. Объем - совокупность других понятий, видовых по отношению к данному. Закон связи объема и содержания понятия: –Всякое изменение содержания понятия ведет к обратному изменению его объема и наоборот, всякое изменение объема понятия ведет к обратному изменению его содержания.

Закон обратного соотношения объема и содержания Студент первого курса юридического факультета СПбГУ Студент первого курса юридического факультета Студент первого курса Студент

( Виды понятий По качественной характеристике –Абстрактные – конкретные –Сотносительные – безотносительные –Положительные – отрицательные По количественной характеристике –общие –единичные –пустые А не-А Не млекопитающее животное) С С(а) С(не-а)

Отношения между понятиями А.Мигунов 13 С Сравнимые Несравнимые Совместимые Несовместимые Тождество Подчинение Пересечение Соподчинение Противоположность Противоречие Имеют общие элементы в объемах и/или в содержаниях Имеют общие элементы в объемах Объемы полностью совпадают Объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Нет общих элементов в объемах, но есть общие элементы в содержании Два несовместимых понятия по отношению к общему для них роду Понятия, в которых мыслятся крайние моменты в последовательном ряду явлений Два несовместимых понятия, исчерпывающих объем общего для них родового понятия А В А В АВ А С В С А В Не имеют общего родового понятия

Упражнения на тему Отношения между понятиями Изобразить с помощью круговых схем отношения между понятиями

Человек, мужчина, женщина, ребенок, сын, отец, дед человек мужчина женщина ребенок сын отец дед

Следующие упражнения выполнить самостоятельно

(А)Человек, знающий все языки; (В)человек, знающий все живые языки; (С)человек, знающий все мертвые языки.

Черепаха, черепаховый суп, дедушка черепахи, очки старой черепахи

Слон, стадо слонов, хобот, хвост слона, слоненок, часть слона.