Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через совместное обучение с другими обучающимися, в отдельных классах, группах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Организации деятельности специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка Кузьмина Елена Сергеевна, старший воспитатель.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Транксрипт:

организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через совместное обучение с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам ( АООП ), создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания условий реализации адаптированных образовательных программ для разных категорий обучающихся с ОВЗ пилотные площадки подразделяются на : « универсальные » – образовательные учреждения, где создается универсальная среда для детей с учетом особых образовательных потребностей всех групп обучающихся с ОВЗ ; « базовые » – образовательные учреждения, где создаются условия для реализации адаптированной программы для детей слабослышащих, позднооглохших, слабовидящих, имеющих тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, легкую умственную отсталость, с расстройством аутистического спектра, т. е. детей, не имеющих нарушений опорно - двигательного аппарата и не испытывающих проблем в передвижении ( движении ); « доступные » - образовательные учреждения, где созданы условия для получения образования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, ДЦП, которые нуждаются в создании специальной доступной среды.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам [ ч. 1, 2 ст. 79 Закона ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »];

в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования [ ч. 6 ст. 11 Закона ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »];

создание специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента ( помощника ), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ) [ ч. 2, 3 ст. 79 Закона ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »].

Используемые понятия в ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »: - Адаптированная образовательная программа. - Адаптированная основная общеобразовательная программа. - Специальные требования. - ФГОС. - Индивидуальная программа реабилитации.

П АООП может быть реализована в разных формах : как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 августа 2013 г. N 1015 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья П.21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. П.23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья … основным

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья ( продолжение ) П. 24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются : необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения ; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья ( продолжение ) П 29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается : ( в ред. Приказа Минобрнауки России от N734) Приказа совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития ; совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью ( не более одного ребенка в один класс ). учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации ( от полугода до 1 года ) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель ( тьютор ), организуются индивидуальные занятия с педагогом - психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога - психолога.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья ( продолжение ) П. 31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы ( группы ) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классы ( группы ), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания. П. 32 При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно - восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице : учителя - дефектолога ( сурдопедагога, тифлопедагога ) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; учителя - логопеда на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; педагога - психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; тьютора, ассистента ( помощника ) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья ( продолжение ) П. 33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей ( законных представителей ) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

ФЗ « Об Образовании в РФ » Ст.79, ст Адаптированная основная общеобразовательная программа ; 2. Адаптированная образовательная программа ; Приказ от 30 августа 2013 г. N1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам » 1. П.21,23, 31, 32 Адаптированная общеобразовательная программа. 2. п. 29 Образовательные программы. 3. п. 33. Общеобразовательные программы.

ФЗ « Об Образовании в РФ » Ч.2,3 Ст …. предоставление услуг ассистента ( помощника ), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Приказ от 30 августа 2013 г. N1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам » 1. п.29 … для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель ( Тьютор ).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2015 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН « САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ »

п.1.1. Настоящие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы ( далее - санитарные правила ) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( далее - обучающиеся с ОВЗ ). Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ ( далее - организации для обучающихся с ОВЗ ) с дневным или круглосуточным ( круглогодичным ) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и / или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 мая 2014 г. N 217- п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ и т. д.

Цель – обеспечение условий развития инклюзивного образования, роста качества и доступности образовательных услуг детям с ОВЗ средствами реализации комплексных мероприятий, направленных на расширение сети образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, поддержки имеющихся практик инклюзивного образования и развития инклюзивной культуры населения края. Задачи : - совершенствование нормативно - правового, научно - методического обеспечения процесса развития инклюзивного образования ; - развитие технологий ранней помощи, обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка ; - обеспечение для детей с ОВЗ вариативности предоставления специальных образовательных услуг, разнообразия структуры и содержания образовательного процесса с применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов, разноуровневого обучения ; - обеспечение безбарьерной образовательной среды образовательных организаций для детей с ОВЗ посредством разработки и использования специального дидактического обеспечения образовательного процесса, повышения архитектурной доступности образовательных организаций ; - обеспечение комплексного психолого - социально - педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инклюзивного процесса ; - совершенствование программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе ; - формирование инклюзивной культуры общества и образовательных сообществ посредством социальных проектов, взаимодействия со СМИ, общественными организациями родителей и т. д.

Принципы развития инклюзивного образования в Красноярском крае : 1. Межведомственная интеграция и социальное партнерство ( координация действий различных ведомств, социальных институтов, СО НКО служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями ). Социальное партнерство с родительскими общественными организациями города и края, семьей особого ребенка в обеспечении доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями. 2. Формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему посредством укоренения ценности каждой человеческой жизни в массовом сознании населения ; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации ; поддержки и тиражирования успешных практик образования в городе и крае обучающихся с ОВЗ. 3. Научность : конструирование инклюзивной образовательной практики в соответствии с теоретико - методологическими основами инклюзии ; разработка и адаптация программно - методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования, оценка эффективности технологий, проведение независимой экспертизы. 4. Доступность : обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования : ранняя помощь – дошкольное образование – общее среднее образование – профессиональное образование. 5. Индивидуализация : осуществление личностно ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов в комплексе с коррекционно - развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социально - образовательных потребностей, создания условий для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ.

Результаты реализации Концепции : - создание в каждом муниципальном образовании края развитой сети образовательных учреждений, имеющих условия для реализации инклюзивного образования ; - создание и ведение в каждом муниципальном районе базы данных о детях с ОВЗ с целью прогнозирования необходимости создания условий для образования детей данной категории ; - увеличение доли детей с ОВЗ, обеспеченных психолого - медико - педагогическим сопровождением ; - сокращение доли необучаемых детей, детей, не имеющих грубых нарушений развития ; - увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование в условиях инклюзивного образования ; - обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений по решению вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ ; - обеспечение архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов независимо от форм собственности и подчинения в соответствии с потребностями детей ; - развитие служб ранней помощи для детей с ОВЗ, обеспечение их своевременной коррекционной помощи ; - изменение образовательной парадигмы детей с ОВЗ, совершенствование инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики.

Инклюзивное образование осуществляется в образовательных учреждениях, в том числе на пилотных площадках и может реализовываться через следующие модели : полная инклюзия – обучающиеся ( воспитанники ) с ОВЗ ( самостоятельно или в сопровождении тьютора ) посещают образовательные учреждения наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия, праздники, развлечения и др.; частичная инклюзия – обучающиеся ( воспитанники ) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями ( законными представителями ), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, внеклассные мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого - медико - педагогической комиссии ( консилиума образовательного учреждения ).

П Образовательные учреждения : разрабатывают и утверждают АОП для обучающихся с ОВЗ ; реализуют АОП, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития ; организовывают внеурочную ( свободную ) и досуговую деятельность учащихся с ОВЗ с учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий родителей ( законных представителей ); осуществляют личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно - развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социально - образовательных потребностей, создают условия для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ ; проводят мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении ; формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования ; обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды : оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием ; организуют работу воспитателей ( тьюторов ), обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством ; взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей и т. д.

Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательном учреждении необходимо наличие : положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении ; образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ ; заключения ПМПК ; адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ ; письменного согласия родителя ( законного представителя ) на получение его ребенком образования по адаптированной программе ; плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ ( по формированию инклюзивной культуры ); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.

П Разработка адаптированной образовательной программы : проектирование необходимых структурных составляющих АОП : титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно - измерительных материалов ( более подробная структура АОП в приложении 1).

Перечень нормативно - правовых и организационно - методических документов : ФЗ « Об Образовании в Российской Федерации »; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы ; Приказ 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »; Постановление от « Об утверждении Сан Пин « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ »; Приказ от « Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями )»; Приказ от « Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ( АООП по каждой категории обучающихся с ОВЗ ) ( проекты ); Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года ; Распоряжение Губернатора Красноярского края от N 44- рг « Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года »; Закон Красноярского края от « Об образовании в Красноярском крае »; Постановление Правительства Красноярского края 217- п « Об утверждении порядка расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительны программ в расчете на одного обучающегося ( один класс, класс - комплект ) и т. д. Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае ( проект ).

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности существуют две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа ( инклюзивное образование ) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.