Впрочем, работа местного архитектора Льва Крюкова не впечатлила Императорскую академию художеств, поэтому заказали другой вариант памятника. Спустя год новый эскиз бюст поэта на пьедестале был одобрен, и император Николай I объявил по всей России сбор добровольных пожертвований на его сооружение. Однако любовь народа к поэту оказалась настолько велика, что денег собрали намного больше требуемой суммы, поэтому проект решили улучшить. Впрочем, работа местного архитектора Льва Крюкова не впечатлила Императорскую академию художеств, поэтому заказали другой вариант памятника. Спустя год новый эскиз бюст поэта на пьедестале был одобрен, и император Николай I объявил по всей России сбор добровольных пожертвований на его сооружение. Однако любовь народа к поэту оказалась настолько велика, что денег собрали намного больше требуемой суммы, поэтому проект решили улучшить.
Академии художеств поручили открыть конкурс на лучший проект памятника.В итоге было отобрано три работы, в том числе и совместная работа академика Тона и скульптора Гальберга. Именно она и оказала наибольшее впечатление на Николая I и работа над памятником началась. Место, где должны были установить народный памятник, монарх выбрал лично во время своего визита в Казань – полукруглая площадка в университетском дворике перед анатомическим театром.
Вид на памятник и здание Дворянского собрания из сквера в 1894 году.
Если вы обратите внимание на лицевую сторону пьедестала, то увидите дату открытия памятника На самом деле, из-за задержки в пути, собрать воедино все элементы памятника удалось только весной 1847 года, поэтому дата оказалась просроченной. Монумент спокойно простоял во дворе университета до 1870, после чего его решили перенести на Театральную площадь, чтобы «виднее был». Поразительно, но скульптуру в буквальном смысле протащили по улицам на новое место.
В начале 30-х годов большевики решили, что памятник придворному поэту помешает строительству нового оперного театра. Скульптуру разрушили до основания и отправили на переплавку. Памятник Державину воссоздали с максимальной точностью к оригиналу. Придворный поэт, как и прежде, сидит на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В начале 30-х годов большевики решили, что памятник придворному поэту помешает строительству нового оперного театра. Скульптуру разрушили до основания и отправили на переплавку. Памятник Державину воссоздали с максимальной точностью к оригиналу. Придворный поэт, как и прежде, сидит на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенная будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.