Подготовка к теоретико-методическому туру олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» МБОУ «СШ 14»
Обучение двигательным действиям Обучение двигательным действиям – процесс передачи и усвоения знаний о двигательных действиях, а также формирование на их основе двигательных умений и навыков. Цель ОДД – формирование культуры движений. Общими задачами ОДД является формирование: школы движений; спортивных двигательных действий; бытовых двигательных действий. Двигательная деятельность – регулируемая сознанием человека двигательная активность, направленная на достижение определенной цели. Составными частями этой деятельности является двигательные действия.
К основным понятиям процесса обучения движениям относят: Движение – это перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Двигательное действие – это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. Двигательное умение – это такой уровень владения двигательным действием, который характеризуется необходимостью следить за выполнением каждого движения. Основные характеристики умения: неавтоматизированность (концентрация сознания); нестабильность способа выполнения движения; невысокая скорость выполнения движения; непрочное запоминание учебного материала. Двигательный навык – это способность, выполнять действие автоматически, акцентируя внимание на условия его выполнения. Для двигательного навыка характерны: сжатая ориентировочная основа, автоматизированность, стабильность; целостность и прочность усвоения ДД. Техника – это способ наиболее рационального и эффективного решения двигательной задачи.
Этапы обучения двигательным действиям: 1 этап – начальное разучивание ДД; 2 этап – углубленное разучивание ДД; 3 этап – закрепление ДД; 4 этап – совершенствование ДД.
Основы воспитания двигательных способностей Двигательные координационные способности (КС) - это способность к согласованию и соподчинению отдельных движений в единое двигательной действие. Факторы, определяющие развитие КС: свойства анализаторов (зрительного слухового, двигательного, вестибулярного); свойства высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов). КС преимущественно обусловлены центральными нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регуляции). Принципы совершенствования КС: многообразие используемых упражнений на развитие КС: 3-4 упражнения на один вид КС в течение одного занятия; многообразие вариантов используемого упражнения; относительно небольшое число повторений (4-10 повторений).
К общим КС относятся: 1. Дифференцировочная способность (способность к достижению высокой точности и экономичности движений): а) пространственная дифференциация; б) временная дифференциация; в) силовая дифференциация. 2. Регулирующая способность (способность к быстрому началу движений в соответствии с определенным сигналом): а) зрительная реакция; б) слуховая реакция; в) тактильная реакция. 3. Способность к сохранению равновесия, т.е. устойчивости положения тела: а) сохранение статического равновесия (стойки в гимнастике); б) сохранение динамического равновесия (финты в спортивных играх). 4. Ориентировочная способность, т.е. способность к определению положения тела в пространстве и времени. 5. Ритмическая способность, т.е. способность к формированию правильной последовательности движений с выраженными акцентами. 6. Способность к переключению движений: а) переключение в соответствии с заданной программой (гимнастика); б) переключение ситуативным образом.
Сенситивные периоды развития КС Координационные способности Возраст, лет Дифференцировочная 6-10, наибольший прирост в 9-10 Ритмическая 9-12 Реагирующая 9-12, девочки в 8 лет К сохранению равновесия Ориентационная 11-15
Диагностика уровня развития координационных способностей Получение информации для оценки КС производится с помощью методов: наблюдение; экспертные оценки; инструментальные методы; тесты. Для оценки «чувства пространства» - простой тест «7-метровый тест». Способность к синестезическому дифференцированию с помощью теста «Прыжки на разметку». Уровень развития реагирующей способности определяется по реакции хватания вертикально падающего объекта. Для определения простой и сложной зрительно-моторной реакции используется рефлексометр, где испытуемый в ответ на зрительный или слуховой сигнал должен как можно быстрее нажать кнопку прибора.
Диагностика уровня развития координационных способностей Для способности к сохранению равновесия можно использовать пробу Ромберга. Динамическое равновесие оценивается при помощи теста «Повороты на узкой опоре». Для оценки ориентационной способности используют тест «Заяц-волк». Ритмическая способность оценивается по «прохлопыванию» и «протаптыванию» различных ритмических рисунков.
Основы воспитания силовых способностей Силовые способности - это разновидность физических способностей человека, которая определяет возможность осуществления на высоком уровне противодействия сопротивлениям посредствам мышечный усилий. Виды силовых способностей: собственно-силовые способности – наивысшие возможности, которые способен проявить человек при максимальном произвольном мышечном сокращении (жим штанги); скоростно-силовые способности – способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения (толчок, метания, прыжки); силовая выносливость – способность выполнять действие длительное время с непредельным отягощением (отжимания, приседания, подтягивания). Абсолютная сила (сила, проявляемая безотносительно к собственному весу человека). Относительная сила (сила, проявляемая человеком с учетом веса).
Основы воспитания скоростных способностей Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств организма, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальных промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы проявляются: в латентном времени простых и сложных двигательных реакций; в скорости выполнения отдельного движения, при незначительных величинах внешнего сопротивления; в частоте движения. Комплексные проявления скоростных способностей - совокупность и сочетание двигательных качеств и технических навыков. К таким комплексным проявлением относятся: способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости; умение эффективно выполнять старты и повороты; умение обеспечивать высокую продуктивность перехода от старта и поворота к работе циклического характера.
Режимы проявления силы: 1) динамический – сокращение и расслабление мышц, т.е. изменение длины мышечных волокон: преодолевающий – происходит увеличение диаметра и уменьшение длины мышцы; уступающий – происходит уменьшение диаметра мышцы и увеличение ее длины (ударные упражнения –спрыгивание с высоты); 2) статический – напряжение происходит за счет волевой регуляции без изменения диаметра и длины мышцы. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей: тип мышечного волокна; величина поперечника мышечного волокна; мышечная масса; центрально-нервные факторы: внутримышечная координация, мышечная координация; степень мышечного усилия; мощность анаэробного энергообеспечения; тип телосложения человека.
Средства развития силовых способностей Основное средство развитие силы – силовое упражнение. Силовое упражнение – это вид физического упражнения, в котором используется повышенное отягощение или сопротивление. Классификация силовых упражнений: силовые упражнения с внешним отягощением, которые в свою очередь подразделяются на: -упражнения со строгим дозированием отягощений (гантели, гири, штанги, тренажеры): -упражнения нестрогим дозированием отягощений (противодействие партнера, сопротивления внешней среды); - упражнения с использованием отягощения весом собственного тела (отжимания, подтягивания, приседания, прыжки); -статические силовые упражнения. С позиции избирательности воздействия силовых упражнений их классифицируют на : глобальные (более 70 процентов мышечных групп); региональные (в работе участвуют одна или несколько мышечных групп); локальные (упражнения местного воздействия на отдельные мышцы).
Классификация видов быстроты Быстрота двигательной реакции – способность быстро реагировать действием на звук, движения противника, мяча, изменения внешних условий. Определяется сенсомоторными и непосредственно с ними связанными функциональными системами Согласно физиологическим представлениям время реакции складываются из пяти составляющих: 1. появление возбуждение в рецепторе; 2. передача возбуждения в ЦНС; 3. обработки информации и формирования импульса действия; 4. проведение импульса от ЦНС к мышце; 5. возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.
Быстрота двигательной реакции бывают двух видов: Простая двигательная реакция – реакция на заранее известный сигнал. Простая двигательная реакция в раннем детстве составляет 0,5 – 0,8 секунды, у взрослых 0,1 - 0,3 секунды. Сложная двигательная реакция – реакция выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных действий одно) и реакция на движущийся объект ( игры, единоборства). Для реализации сложной реакции необходимо : 1. Адекватная оценка ситуации 2. Принятие необходимого двигательного решения 3. Оптимальное выполнение этого решения. Под влиянием тренировки на быстроту двигательной реакции время между сигналами и ответным действием уменьшается: Скорость одиночного движения – перемещение того или иного звена тела на заданное расстояние с минимальными затратами времени; Частота движения – максимальное количество движений за определенное время.
Факторы, определяющие уровень развития быстроты 1. Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры больших полушарий: подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение и расслабление мышц. 2. Волевые усилия, психологическая настроенность спортсмена. 3.Нервно-мышечная координация ( сократительные усилия в одной мышечной группе соответствуют пику быстроты, создаваемому другой мышечной группой), степень и скорость расслабления мышц- антагонисты. 4. Особенности строения мышечной ткани, состава мышечных волокон, их эластичности, растяжимости. 5. Уровень спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений позволяет выполнять из быстрее. 6. Уровень и особенности развития других физических качеств (прежде всего, силовых (взрывной силы), гибкости). 7. Особенности телосложения (например, чем меньше рост пловца, тем меньше вихреобразование и сопротивление, что приводит к увеличению скорости).
Методы развития силовых способностей Общая характеристика силовой нагрузки 1. Виды интенсивности: -малая -средняя -субмаксимальная -Максимальная 2. Число повторений: -большое число – и более (работа на уменьшение веса, рельеф); -среднее число повторений – 8-12 (для развития мышечной массы); -малое число повторений – от 4-5 до 1-2 – максимальный прирост силы (прирост силы – за счет центрально-нервного фактора). 3. Темп выполнения силовых упражнений: -максимальный темп – используется при малых отягощениях для сгонки веса, при средних и больших отягощениях для развития «взрывной силы» -средний – используется для развития силы; в оздоровительных тренировках; -Медленный – используется в работе на рельеф мускулатуры, после травмы, для максимального вовлечения мышечных волокон в работу.
Методы развития силовых способностей 1. Повторных усилий. Данный метод используется с целью: увеличения физиологического поперечника мышц и веса тела занимающихся; функциональной подготовки организма занимающихся к последующей силовой работе; обеспечивая развития не только собственно-силовых способностей, но и силовой выносливости. 2. Максимальных усилий (использование околопредельных усилий). Число повторений 2-4. Число серий 1-2. Интервалы 5-6 минут. 3.Изометрический. Длительность силового напряжения – до 10 секунд, у школьников секунд. Степень усилия от 60 процентов до максимума.
Методы развития силовых способностей Метод повторных усилий следует использовать на первых этапах развития силовых способностей. Основное преимущество этого метода – активизация творческих процессов, возможность контроля техники, а недостатком данного метода является экстенсивный характер нагрузки, что ведет к большим энергетическим затратам. Метод максимальных усилий следует использовать на этапе спортивного совершенствования. Основное преимущество этого метода – интенсивный характер нагрузки, а недостаток – возможность получения травм. И трудность контроля техники. Метод изометрических усилий в основном используется как дополнительный метод развития силовых способностей, т.к. эффективность статических упражнений меньше, чем динамических. Основное достоинство этого метода, что его можно применять в любых условиях и локально воздействовать на любую группу мышц.
Диагностика уровня развития силовых способностей Для количественной оценки силовых способностей используется как динамометрическими показателями, которые характеризуют величину силы, внешнее проявление при напряжении тех или иных мышц, так и целостными показателями внешнего эффекта силовых упражнений, выполняемых чаще всего с отягощением. Динамометрические показатели, получаемые с помощью различного рода современных специальных измерительных устройств – динамометров и динамометрических стендов оценить ряд параметров проявление, позволяют довольно точно оценить ряд параметров проявляемой силы. Целостные показатели внешних проявлений силовых способностей определяется на основе комплекса специальных контрольных упражнений и тестов. К таким упражнениям могут отнесены следующие: 1)подтягивание на перекладине; 2)сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 3)поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой; 4)прыжок в длину и высоту с места; 5)метания снарядов.