Москва, 10 – 13 ноября 2015 года Московский городской психолого–педагогический университет ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД УЧАСТНИКОВ АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Трудовой договор (эффектив ный контракт), требования к квалификации и должностные обязанности педагогического работника, формируемые на основе проф стандарта педагога ЛЕОНОВА ОЛЕСЯ ИГОРЕВНА Ведущий научный сотрудник МГППУ
Основ ные документы, регламентирующие требования к квалификации и должностным обязанностям педагогических работников Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. 544 н «Об утверждении профессионального стандарта педагога ((педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основ ном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
Сроки перехода общеобразовательных организаций на работу в условиях профессионального стандарта педагога Профстандарт педагога будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда Срок введения проф стандарта перенесен на 01 января 2017 г. Утратило силу: «Установить, что профессиональный стандарт применяется работодателями с 1 января 2015 года».
«Переход к эффектив ному контракту» – отдельная подпрограмма КПППУПРОО на 2014 – 2018 годы Основ ные мероприятия подпрограммы: методическое сопровождение и мониторинг реализации региональных "дорожных карт" в части мероприятий по переходу на эффектив ный контракт ( годы); обеспечение с участием Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации методического сопровождения перехода на эффектив ный контракт в образовательных организациях (ноябрь 2014 г.); выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда, постановка задач по разработке по видам типовых норм труда (июнь - сентябрь 2014 г.); апробация проектов типовых отраслевых норм труда, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России (IV квартал 2014 г. - 1 полугодие 2015 г.); актуализация действующих норм рабочего времени педагогических работников (до августа 2015 г.); информационное сопровождение введения эффектив ного контракта ( годы). Г. Андрущак «Эффектив ный контракт – прежде всего трудовой договор с работником, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования»
Первая подпрограмма КПППУПРОО «Внедрение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основ ного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" «Профстандарт педагога позволит объектив но связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффектив ный контракт)» – 2018 гг.: разработка, апробация и в недрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога 2015 – 2018 гг.: разработка, апробация и в недрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога 2015 – 2016 гг.: формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога 2015 – 2016 гг.: формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога 2015 – 2016 гг.: разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уров ню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации 2015 – 2016 гг.: разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уров ню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации Первая подпрограмма КПППУПРОО В Минобрнауки РФ создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения проф стандартов (2015 – 2018 гг.) и Комиссия по разработке и реализации КПППУПРОО на 2015 год (от 15 июня 2015 г. НТ-14/08 в н)
Опыт регионов по применению проф стандарта педагога при переходе на эффектив ный контракт
7
8 Иные изменения, предложенные экспертами: Ввести формулировку профессиональных компетенций, отнесенных к дифференцированным уров ням квалификации педагогических работников. Ввести в профстандарт и другие модули предметного обучения. Разграничить требования к содержанию деятельности по уров ням высшего образования: бакалавров и магистров Используемые в ПС уров ни квалификации, соответствующие НРК, декомпозировать на подуров ни квалификации. Перечень трудовых действий, умений и знаний в описании трудовых функций, возможно, будут практически копироваться, но отличаться по степени или уров ню сложности. Изменение наименования должностей в проф стандарте (в связи с предложениями по номенклатуре должностей)
Определение критериев оценки эффектив ности деятельности педагогических работников Реальные профессиональные достижения Владение профессиональными компетенциями и трудовыми действиями Количественный критерий (на соответствие показателям ГМЗ)
Предложения к плану работы Рабочей группы Минобрнауки РФ на 2016 – 2018 гг. 1. Разработка и апробация критериев и показателей оценки деятельности (результатив ности) педагогических работников с учетом требований проф стандарта педагога (учитель, воспитатель). 2. Разработка методических рекомендаций по возможным вариантам конкретизации трудовых обязанностей педагога в должностной инструкции, трудовом договоре (эффектив ном контракте) для разных уров ней квалификации. 3. Разработка и апробация модели перехода на эффектив ный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта педагога (учитель, воспитатель). 10
Вариант решения вопроса применения проф стандарта педагога работодателями рассматривается в Методических материалах по результатам поэтапного в недрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основ ного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Критерии оценки квалификации; Примеры должностной инструкции на основе проф стандарта педагога; Пример трудового договора с учетом требований проф стандарта педагога; Рекомендации руководителю по оплате труда; Рекомендации по порядку аттестации, основанной на проф стандарте педагога и др.
Последовательность действий при введении эффектив ного контракта, соответствующего требованиям проф стандарта педагога 1. Создать в организации комиссию по организации работы, связанной с введением эффектив ного контракта, основ ные положения которого основаны на проф стандарте педагога. 2. Учредителю разработать показатели эффектив ности деятельности педагогов, основанные на проф стандарте педагога, и в нести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа. 3. Каждой образовательной организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга достижения показателей эффектив ности деятельности педагогов, основанных на проф стандарте педагога. 4. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффектив ного контракта, соответствующего требованиям проф стандарта педагога. 5. Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффектив ности деятельности организации в условиях действия проф стандарта педагога» для представления норматив ных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффектив ных контрактов. 6. Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ 167 н (рекомендации по оформлению трудовых отношений). 7. Разработать показатели эффектив ности труда педагогов в соответствии с требованиями проф стандарта педагога. 8. С учетом разработанных показателей в нести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера. 9. Принять локальные норматив ные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации. 10. Конкретизировать трудовую функцию в соответствии с проф стандартом педагога и условия оплаты труда работника. 11. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффектив ности деятельности педагогических работников организации. 12. Утвердить измененные должностные инструкции. 13. Уведомить педагогических работников об изменении определенных условий трудового договора. 14. Заключить с работниками доп соглашения.
Эффектив ный контракт - это трудовые отношения между работодателем и работниками Основ ные характеристики: Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффектив ности работы, утвержденных учредителем; Система оценки эффектив ности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке; Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке; Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем; Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда