ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Задачи урока: 1. Рассмотреть особенности строения головного мозга 2. Изучить функции каждого отдела головного мозга
1. Где расположен спинной мозг? 2. Каково его строение? 3. Что такое ликвор и каковы его функции? 4. Каково значение серого и белого вещества спинного мозга?
Головной мозг Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа. Масса мозга – 1500 г. Серое вещество белого вещества Серое вещество – на поверхности мозга (в коре) и в виде ядер внутри белого вещества 12 пар черепно- мозговых нервов От головного мозга отходит 12 пар черепно- мозговых нервов
ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ МОЗЖЕЧОК СРЕДНИЙ МОЗГПЕРЕДНИЙ МОЗГ КОНЕЧНЫЙ МОЗГ (БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ) Большие полушария Промешуточный мозг Среднии мозг Мост Мозжечок Продолговатый мозг МОСТ ЗАДНИЙ МОЗГ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
Большие полушария – 2 (правое и левое) Полушария образованы корой и лежащей под ней массы белого вещества. Кора – тонкий слой серого вещества (толщина 1,5-4 мм) с плотно расположенными нейронами разной формы (более 12 млрд!!!) Поверхность коры имеет борозды (углубления) и извилины (складки). Общая площадь коры = кв.см
1. Двигательные 1. Двигательные – произвольные движения 2. Чувствительные 2. Чувствительные – определенные виды чувствительности (кожная, суставно- мышьечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) 3. Ассоциативные 3. Ассоциативные - процессы мышьления, запоминания, обучения В коре три типа зон:
Лобная доля Височная доля Теменная доля Затылочная доля Каковы функции разных долей полушария? 1. Лобная доля 1. Лобная доля – мышьечные движения, мышьление, сознание 2. Теменная доля 2. Теменная доля – кожно-мышьечная чувствительность 3. Затылочная доля 3. Затылочная доля – зрение 4. Височная доля 4. Височная доля – слух, вкус, обоняние
Пространственная асимметрия коры ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ 1.Логическо-аналитическое мышьление 1. Сознательная ориентация в пространстве 2. Планирование, структурирование 2. Интуитивная оценка 3. Речевые центры (Вернике и Брока)3. Центры рисования и манипуляции 4. Центры письма и счета 4. Распознавание зрительных и музыкальных образов 5. Работа с числами, формулами, таблицами 5. Запоминание лиц, картин, поз, голосов 6. Понимание смысла музыкальных произведении и рочевых сигналов 6. Различение мелодий, темпа и ритма музыки, тембра голоса и интонаций 7. Последовательность мысли 7. Одновременные мысли 8. Видение различий 8. Видение сходства 9. Планирование будущего, хорошее ощущение времени 9. Ориентировка в настоящем, отсутствие ощущения времени 10. Контроль ощущении 10. Отсутствие контроля над ощущениями
ОТДЕЛ МОЗГА СТРОЕНИЕФУНКЦИИ I.Заднии 1. Продол -говатый 2. Мост 3.Мозже- чок II.Сред- нии III.Перед- нии 1.Проме- шуточный Таламус Гипоталамус Большие полушария Является продолжением спинного. Ядра 4 пар череп- но-мозговых нервов (ЧМН) Рег-ция дых., серд.- сосуд., пищевая. с-м, защитные реалексы Ядра 4 пар ЧМН Участие в вестибулярных реал., центры жеват. и мимических мышьц Два полушария, покрыт. ко- рой с бороздами и извилин. Координация движении, регуляция мышьечного тонуса и равновесия Крыша, ножки, ядра 2 пар ЧМН Ориентировочные реалексы на свет и звук, зрачковый реалекс, рег-ция мышь. тонуса и позы тела Зрительные бугры – парное образование Подбугорная область Проводит импульсы от всех рецепторов (кроме обонятельных), их анализ и передача в кору мозга Влияет на гипофиз, регуляция темп-ры, обмена в-в, поведения, эмоций, сна и бодрствования Два полушария, покрыт. ко- рой с бороздами и извилин., разд.на 4 доли (затылочная, лобная,височная,теменная) Восприятие всей инф-ции, управление мышьечными движ., мыслит. и рочев. деят. чел-ка
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: Деятельность мозжечка Цель: познакомиться с функциями мозжечка 1. Пальценосная проба. План проведения опыта: Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем. Остальные пальцы сжаты в кулак. Кончиком указательного пальца испытуемый касается кончика своего носа
2. Торможение движении, возникших в силу инерции. План проведения опыта: 1. Исследование проводится парами. Испытуемый сгибает руку в локте. 2. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. 3. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку.
3. Ответьте на вопросы:. 1. Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальце ночной пробы? 2. Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движении, возникших в силу инерции? 3. Почему опьяневший или укачавшийся человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
Выберете, верно или нет: 1. Головной мозг находится в мозговом отделе черепа 2. Головной мозг состоит из белого и серого вещества 3. Белое вещество образует кору и ядра внутри серого вещества 4. От головного мозга отходит 5 пар черепно-мозговых нервов 5. В головном мозге выделяют переднии, среднии и заднии мозг 6. Поверхность мозжечка имеет кору с бороздами и извилинами 7. В коре больших полушарий выделяют парные лобные и затылочные доли,а также непарные височные и теменные 8. В теменной доле находятся центры зрения 9. За ориентировочный реалекс отвечает промешуточный мозг
Выберете, верно или нет: 10. В промежуточном мозге выделяют таламус и гипоталамус 11. Правое полушарие отвечает за правую сторону тела, а левое – за левую 12. Центры дыхания, сердечной деятельности, пищеваяения находятся в продолговатом мозге 13. За координацию движения отвечает среднии мозг 14. Центры мышьления и мышьечной активности располагаются в височных долях коры 15. Центр слуха находится в височных долях 16. За наглядно-образное мышьление ответственно левое полушарие, а за логическое мышьление - правое
ЗАДАЧА ЗАДАЧА Анатомы времен античности и средневековья называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Как вы думаете, на основании каких наблюдении они сделали такое заключение? Что вы знаете о функциях этого отдела мозга? ЗАДАЧА обморок ЗАДАЧА Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает обморок – потерю сознания; повышение температуры тела до град - бред, нарушение сознания. Реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5-6 минут. С какими особенностями нервной ткани это связано?
Домашнее задание Параграфы 11-12, рабочая тетрадь