Муниципальное бюджетное учреждение культуры «БИБЛИОНИКА» БИБЛИОТЕКА «НА ДЕРЖАВИНА» ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА Великий Новгород 2015 год
Агата Кристи английская писательница, автор детективов ( )
Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урожденная Миллер, более известная по фамилии мужа как Агата Кристи. Относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы и является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества. Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 любовных романов (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 2 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира. Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется. НО…
…название жанра придумала другая, не менее знаменитая, женщина. Анна Кэтрин Грин ( ), американская писательница, впервые в истории назвала свои романы детективными.
Она же заложила основы полицейского романа, исторического детектива и романа о частном сыске.
Отец Анны Кэтрин Грин был адвокатом и это, видимо, сильно повлияло на её творчество. Её произведения считаются хорошо прописанными и правильными с точки зрения законодательства того времени. Она написала около 40 книг, многие из которых становились бестселлерами и били рекорды по количеству изданий.
Дебют Агаты Кристи состоялся в 1920 году, когда она опубликовала роман «Таинственное происшествие в Стайлз», до этого несколько раз отвергнутый издательствами.
У этого романа занимательная история. В 1917–1918 годах Агата работала в больничной аптеке провизором и попутно придумывала свои первые рассказы. Рассказы сочиняла и её сестра Мэйдж, причём не только мистические, как её матушка Кларисса, но и детективные. Однажды сёстры поспорили. Агата раскритиковала очередной рассказ старшей сестры (к слову, дамы замужней, матери семейства, у которой было время поработать над словом, поскольку она нигде не служила). И Мэйдж в запале сказала, что самой Агате ничего подобного не написать. Эти слова задели Агату. Свободного времени у неё имелось хоть отбавляй. И она решила написать свою детективную историю. Первая проблема – сюжет. Она могла бы придумать невероятную историю с невероятным ходом расследования преступления. Но Агата решила пойти другим путём. Позже она написала: «Весь смысл в том, что должен быть кто-то, кого подозревают, потом вы обнаруживаете, что он не может быть подозреваемым, что он не мог совершить преступление. Но вдруг оказывается, что именно он его и совершил». Потом она взялась за поиски главного героя, решив, что это будет частный сыщик… Рассказ был написан, отпечатан на машинке Мэйдж и выслан в лондонское издательство «Бодли Хед». В ответ – молчание. Агата махнула рукой – ей обычно никто не отвечал. Но, как оказалось, лишь до поры…
Вместе с ее первым романом возник и один из знаменитых ее героев – «маленький бельгийский сыщик» Эркюль Пуаро, славящийся своими усами и ставший персонажем 33 романов, 51 рассказа и 1 пьесы. Его звезда, засиявшая на литературном небосклоне в 1920 году, не меркнет до сих пор.
Пуаро небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить, «кошачьими глазами», строго ухоженной одеждой, предпочитает исключительно костюм-тройку с галстуком-бабочкой, обувью (часто кожаными туфлями) и усами, являющимися предметом его гордости.
Пуаро никогда не расстаётся со своей тросточкой с ручкой в виде лебедя, лишь изредка заменяя её на трость со встроенной в неё подзорной трубой или зонт-трость.
Пуаро всегда держит свое жилище в чистоте. В его доме царит идеальный порядок, и все стоит на своих местах. Его одежда всегда чиста, на нём нет ни единой пылинки. Эта почти маниакальная страсть к порядку помогает ему и в раскрытии преступлений. Самое удивительное, что он так и не изменился – от самого первого романа до самого последнего. Эркюль Пуаро не постарел, не женился, не изменил своим привычкам. Он остался таким же чудаковатым, таким же остроумным, таким же самолюбивым …
О ранней жизни Пуаро известно очень мало, так как нюансы его биографии разбросаны по многим романам, где упоминаются лишь мельком и вскользь. Мы узнаём, что Пуаро родился в Бельгии в какой-то период второй половины XIX-го века. В какой-то период работал в бельгийской полиции.
В 1914 году он познакомился с капитаном Артуром Гастингсом, который на короткое время прибыл в Бельгию. С этого момента началась их дружба, которая продлилась многие десятилетия.
Во время Первой мировой войны Бельгию оккупировали германские войска, и Пуаро вынужден был покинуть родину и вместе с многими другими бельгийцами эмигрировать в Великобританию. В 1917 году он обосновался в небольшом городке, неподалёку от Стайлза.
Некоторое время Пуаро работал как частный детектив и держал свое детективное агентство, где работала мисс Лемон. Действие многих романов начинается именно там. Последние дела Пуаро, в описании которых фигурирует детективное агентство, опубликованы в сборнике «Подвиги Геракла». В последующих произведениях детективное агентство не упоминается. Однако Пуаро всё равно выступает именно как профессиональный частный детектив, а не как любитель.
Образ Эркюля Пуаро в чём-то копирует Шерлока Холмса (он тоже пользуется при расследовании исключительно логикой), и у него даже есть глуповатый спутник, сродни доктору Ватсону – капитан Артур Гастингс. Но метод раскрытия преступлений у него иной, чем у Шерлока Холмса.
«Эксперты собирают факты, а роль детектива разгадать преступление методом логической дедукции… Но превыше всего понять психологию преступника». Э. Пуаро Метод Пуаро заключается в том, чтобы увязать все факты, какими бы незначительными они ни казались, в единую картину. Он способен запоминать мельчайшие детали показаний свидетелей. Именно эти детали приводят его к правильному решению задачи. Кроме того, он весьма наблюдателен от его глаз не скроется ни единая улика. Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами. Именно поэтому он никогда не посвящает в свои выводы ни капитана Гастингса, ни инспектора полиции Джеппа, а оставляет все подробности и решение очередной головоломки на «последний акт».
Пуаро становится знаменитым на всю Англию, выполняет даже расследования государственной важности. Он раскрывает множество дел и почти никогда не ошибается. Единственное его поражение описывается в рассказе «Коробка шоколада» и упоминается в романе «Загадка Эндхауза».
Несколько раз Пуаро пытается «уйти со сцены», но преступления настигают его везде, где бы он ни появился. Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным». Но читатели любили его, и Кристи не покидала персонаж, считая это своей обязанностью перед ними.
Но, всё в этом мире заканчивается. Закончилась и жизнь Эркюля Пуаро – вместе с писательской карьерой Агаты Кристи. Ей исполнилось 85 лет, когда она опубликовала свой последний роман «Занавес». Позади была долгая насыщенная событиями жизнь. Десятки романов, сотни рассказов. И значительная их часть посвящена расследованиям знаменитого частного сыщика Эркюля Пуаро, хотя сама Агата Кристи, как уже говорилось выше, не питала нежных чувств к Эркюлю Пуаро. Агата решила, что закончить свой путь Пуаро может лишь одним способом – погибнув в схватке с преступником. И было бы символично, если это произойдёт в том месте, где бельгиец начал свой путь – в Стайлз. И она написала историю, в которой Пуаро блестяще раскрывает преступление, но в конце всё же погибает. Вот что он пишет в прощальном письме Гастингсу: «Мы никогда уже больше не вступим вместе на тропинку из преступных следов. Но это была прекрасная жизнь! Ах, какая это была прекрасная жизнь!»
Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, на которого был предоставлен некролог на первой странице газеты «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
Вот такой он, наш любимый маленький бельгийский англичанин Эркюль Пуаро Неповторимый, Уникальный, Неподражаемый, Исключительный, Незабываемый…
Более самобытное изобретение Агаты Кристи – женщина-детектив маленькая хитрая старушка Джейн Марпл (видимо, сказалось влияние эмансипации). Мисс Марпл – старая дева из деревни Сент-Мери-Мид, расследующая преступления на правах детектива-любителя. Впервые мисс Марпл появилась в рассказе «Тринадцать загадочных случаев», который был опубликован в журнале «The Royal Magazine» в декабре 1927 года, а в 1930 году мисс Марпл впервые становится главной героиней в романе «Убийство в доме викария». Всего ей посвящено 12 романов. Создавая образ мисс Марпл, писательница наделила героиню некоторым сходством со своей покойной бабушкой, которая, как вспоминает Кристи в автобиографии, будучи сама жизнерадостной, всегда ожидала от всех и вся самого худшего… она просто не доверяла людям.
Основные занятия мисс Марпл уход за растениями в небольшом садике (она хорошо разбирается в цветах, других растениях и садоводстве вообще) и различные общественные поручения, которые она выполняет часто и с охотой (например, сбор пожертвований на различные местные мероприятия).
Периодически она выбирается куда-нибудь, чтобы навестить знакомых, родственников или просто отдохнуть.
Постоянно что-нибудь вяжет, дарит вязаные вещи знакомым, родственникам, или отдаёт на благотворительные нужды. Очень любопытна. В своей деревне, где она прожила большую часть жизни, знает всё обо всех, живо интересуется жизнью соседей, всегда в курсе всех событий, слухов и сплетен.
В деревне у неё нет родных, только подруги, в число которых входит большинство пожилых соседок.
Мисс Марпл никогда не была замужем, но у неё есть близкие родственники. Её племянник Реймонд Уэст писатель, он живёт в США, временами приезжает в Лондон, не забывает навестить тётушку и периодически помогает ей. Вечно переоценивает себя, свои способности и недооценивает умственные способности своей тети. Он женат на художнице по имени Джоан. У мисс Марпл также есть племянница Мейбл, вдова таинственно почившего Джеффри Денэма
Мисс Марпл никогда не работала, но всегда была финансово независимой. Себя она называет «благородной» женщиной, получившей хорошее воспитание и образование. В романе «С помощью зеркал» говорится о том, что мисс Марпл росла рядом с кафедральным собором и училась в итальянском пансионе благородных девиц. Известно, что мисс Марпл посещала художественные курсы, на которых рассматривалась анатомия человека через изучение человеческих трупов.
Мисс Марпл выглядит непрезентабельно, её речь нередко может показаться несвязной и путанной, она склонна в своих объяснениях перескакивать с одного на другое, но при этом у старой леди сильный характер и великолепный аналитический ум, который она очень любит упражнять, разгадывая встречающиеся на её жизненном пути загадки и необычные случаи.
Романы о мисс Марпл посвящены случаям, когда где-то поблизости от неё происходят убийства, она тут же начинает собственное расследование обстоятельств дела и всегда находит разгадку тайны. Полиция относится к её присутствию неодобрительно, хотя некоторые полицейские чины, встречавшиеся со старушкой раньше, проникаются к ней уважением и советуются по ходу расследования дела.
Мисс Марпл никогда не работала в полиции, не является профессиональным криминалистом и, вообще, всегда занималась сугубо мирными делами. Но она раскрывает запутанные преступления, раскрытие которых доступно не каждому профессиональному сыщику, а всё благодаря своей непревзойденной проницательности, и ещё потому, что неприметная мисс Марпл просто знает жизнь лучше других… Её сила, как детектива-любителя в остром уме, чрезвычайно широкой информированности (в особенности, когда дело касается происшествий в её родной деревне) и, главное, в превосходном знании человеческой натуры, изучение которой главный интерес мисс Марпл, по её собственным словам.
«Ммм.... Со мной ваше расследование станет особенно интересным!»
Безобидная старушка, не вызывая подозрений, способна задавать порой щекотливые вопросы и получать на них ответы, выявлять подробности о семейной жизни подозреваемых и даже касаться денежных вопросов, просить показать семейный альбом. Все это воспринимается не более как старушечье любопытство, за которым на самом деле кроется тонкий расчет.
Для неё одинаково интересны пропажа фунта масла с прилавка молочника и зверское убийство. Как то, так и другое лишь проявления тех или иных человеческих качеств. Она считает, что типажи людей, в общем, везде и всегда одинаковы, и правильно определив типаж можно уверенно делать выводы относительно человека. Поэтому один из её «профессиональных приёмов» найти в прошлом родной деревни какой-либо случай, напоминающий расследуемое происшествие, или человека, своим поведением похожего на того, с которым она имеет дело сейчас, и провести параллель между обстоятельствами прошлого и настоящего события. Как ни далеки бывают события прошлого от нынешнего преступления, эта параллель позволяет мисс Марпл совершенно точно объяснить случившееся и назвать преступника.
Она уверена, что любой человек может совершить преступление дело лишь за обстоятельствами, которые подтолкнут его к этому. Говорит, что люди, даже полицейские, слишком многое принимают на веру, вместо того, чтобы тщательно проверять, а ведь «…от любого человека можно ожидать чего угодно таково свойство человеческой натуры». Она оценивает факты такими, какими их видит, не пытаясь строить скороспелые версии.
Агата Кристи неоднократно говорила о том, что устала от Пуаро. Но никогда не произнесла ничего подобного о мисс Марпл.
Вот такая она, мисс Джейн Марпл, очень любящая совать свой нос в чужие дела...
Романы Агаты Кристи в общем невелики по объёму, написаны легко и просто, «лишены языковых изысков и экспериментов». Они никогда не бывают скучны. В них всегда силён моральный аспект: Добро обязательно торжествует, Зло неминуемо наказывается. В этом талантливая писательница всегда была строгой моралисткой, и эта мораль у неё была вовсе не классовой, а общечеловеческой. Агата Кристи писала о людях и для людей, увлекая, развлекая и поучая их. Может быть, именно во всем этом и кроется главная причина неувядающей до сего дня популярности талантливой писательницы.
Выставку подготовила Лаухина Н.В.