ГБДОУ детский сад 5 Красногвардейского района Воспитатель: Курма М.А СПб
« Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap вырезка, book книга, «книга из вырезок») вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов». В коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы- аккордеоны (лепорелло), альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, шкатулочек, визиток и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). В России появились рукописные альбомы в XVIII веке, которые украшались самыми разнообразными элементами. Эта традиция пришла из Западной Европы, в основном из Германии и Франции.
Скрапбукинг – искусство изображать на плоскости действительно существующие и воображаемые предметы с обозначением их форм, создавая живописные изображения. Скрапбукинг позволяет сохранить в памяти на длительное время композиции своих фантазий, эмоций, ярких событий жизни и воспроизводство окружающего мира. Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой скрапбукинга, учить самостоятельно придумывать композицию, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику. Скрапбукинг - это бесконечное количество творческих идей, возможность создания красивых и полезных вещей для использования в качестве подарка.
Формировать эстетический вкус, образное восприятие и представление о технике скрапбукинг. Развивать самостоятельность, умение аргументировано и развернуто оценивать свои композиции, сверстников и коллективные, уважительно и доброжелательно относится к ним. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию рук. Для леворуких детей – ненавязчиво стимулировать полноценное развитие правой руки. Познакомить детей с правилами построения композиции, распределением предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объемов цвета (тон, оттенок, контраст, цветовой ряд) Развивать пространственное и образное мышление, первые конструкторские решения, соединяя и комбинируя простые элементы и воспитывать эстетический вкус. Поощрять детское творчество и инициативу, аккуратность и индивидуальный подход к работе. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире. Воспитывать желание и умение создавать и дарить необычные подарки, получая от этого удовольствие. ЗАДАЧИ:
Материалы: - бумага для скрапбукинга - картон, калька, бордюры, обои - цветная бумага (различная фактура) - карандаши, масленые маркеры - акриловые краски, кисти - клей (несколько видов) - двухсторонний скотч, клеевые квадратики - фигурные дыроколы, штампы, трафареты - ножницы (классические и фигурные) - пинцет с закругленными концами -декоративные элементы: наклейки, картинки, стразы, перья, бантики, ленты и веревки разной ширины, кружево, бантики, ткань, глиттеры, бусинки и бусы, декоративные прищепки, пуговки, ракушки, камешки, цветы. засушенные растения, флористическая сетка, обрывки газет и журнал линк и т.д.
При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдать ее воспитателю. Ни в коем случае не брать в рот (в нос, ухо). Если кто из детей заметил такое, обязательно сказать воспитателю. Не допускать наматывание на палец в несколько слоев шнура или тесьмы, ленточек, веревочек (чтобы не нарушать кровообращение) Не разрешается терять, бросать, брать домой мелкие детали, чтобы сохранить все в целостности. По окончании занятия, детали собрать в свою коробку, закрыть крышкой и убрать на свое место. Правила безопасности при использовании декоративных элементов:
Правила безопасной работы с ножницами: перед работой проверь исправность инструментов. Работай только с исправными инструментами. работай ножницами только на своём «рабочем месте». следи за движением и положением лезвий во время работы ножницы клади кольцами к себе подавай ножницы кольцами вперед не оставляй ножницы открытыми не подноси ножницы к лицу и не играй с ними используй ножницы по назначению. Правила безопасной работы с клеем: пользуйся кисточкой, если это требуется бери то количество клея, которое требуется на данном этапе выполнения работы кисточку и руки хорошо вымой с мылом
Правила построения композиции: 1. РАЗМЕЩЕНИЕ. Важные элементы композиции лучше всего размещать группами. Они не должны быть хаотично размещены, лучше чтобы они образовывали простые геометрические фигуры. Не стоит бояться пустого пространства, которое позволяет работе «дышать» и заполнять его декором. 2. РАВНОВЕСИЕ. Объекты расположенные в разны частях работы должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону. 3. КОНТРАСТ. Чтобы работа смотрелась живо и привлекала к себе взгляд помните о контрасте и равновесии цветов. 4. НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО. Наш мозг рассматривает предметы слева направо, так же мы оцениваем композицию, поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части. Таким образом взгляд и центр композиции как бы движутся.
5. ФОРМАТ. При выборе вертикального формата его можно поддержать вертикальными линиями, а горизонтальный формат – горизонтальными. 6. ДИАГОНАЛИ. Диагональная композиция – один из самых эффективных композиционных приемов, т.к. непрерывно ведет взгляд зрителя через всю композицию, придает работе динамику и энергию. 7. ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО. Если в одной части присутствует пятно яркого цвета, то в другой должно быть другое цветовое пятно или деталь композиции, что привлечет внимание. 8. ОБЪЕМ. Добавляйте объемные детали на каждую работу, либо будет однообразный бумажный вид, похожий на устаревшую аппликацию.
Мастер-класс для детей и родителей ДОУ «Новогодние открытки» (техника скрапбукинг)
Мастер-класс для детей и родителей ДОУ «Рождественские открытки» (техника кардмейкинг)
Сколько тактильных ощущений, зрительных восприятий и незабываемых эмоций, столько и прекрасно выполненных идей Вы можете создать. Надеюсь, что Вам захотелось заняться скрапбукингом, увлечь яркими и оригинальными шедеврами своих детей и родителей, коллег и знакомых, ведь как приятно окунуться в волшебный мир фантазии. Идеи скрапбукинга настолько многогранны и разнообразны, что их творческое воплощение ограничено лишь Вашей фантазией!