Работаем в команде: сотрудничество психолога с классным руководителем в процессе социализации и воспитания обучающихся Педагог-психолог ГАОУ ВО МГПУ Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского колледж «Дорогомилово» Гурьянычева Наталья Юрьевна
Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности Обогащение социальным опытом Реализация себя как личности
Педагогический компонент процесса социализации Формирование социальных потребностей, мотивов, интересов Проектирование социального поведения Создание условий для социальной деятельности Коррекция социального поведения
Управление и Лидерство Управляющие классом Лидеры классы Подражают Поддерживают status quo Руководят Ограничивают выбор Видят целесообразность Реагируют Скрупулезны Говорят «как» Недальновидны Основное внимание уделяют соблюдению правил Проявляют инициативу Вводят новшества Помогают раскрыть потенциал Создают возможности Честны Инициируют Эффективны Спрашивают «что» Мечтатели Основное внимание уделяют людям
Лидер Делится видением и воодушевляет Уделяет внимание результатам, процессу и взаимоотношениям Добивается оптимального вовлечения в работу Своим поведением настраивает на сотрудничество Разрабатывает пути решения и подходы к выполнению задач Раскрывает в других их лучшие качества Благодарит за вклад 7 аспектов работы лидера
Психологическая диагностика познавательная сфера эмоционально-волевая сфера мотивационная сфера коммуникативная сфера
Коррекционно-развивающая работа развитие умений детей общаться друг с другом сплочение ученических коллективов профилактика конфликтов формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей
Коллаж «Мой мир»
Мониторинг процесса воспитания коллектива Критерии эффективности воспитательной системы Уровень сформированности классного коллектива Уровень развития ученического самоуправления класса Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно- творческую деятельность, в работу актива класса Уровень воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса Уровень воспитанности учащихся Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе) Уровень готовности к осознанному выбору профессии
Направления организации воспитания и социализации обучающихся Критерии и показатели эффективности воспитательной системы Диагностические средства Гражданско-патриотическое- сформированность системы ценностей; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (5- 11 класс); Нравственное и духовное воспитание - определение направленности человека; - уровень толерантности; Диагностика направленности личности (7- 11 класс) Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (8-11 класс) Воспитание положительного отношения к труду. Профориентация. - определение интересов и склонностей обучающихся; - уровень готовности к осознанному выбору профессии; -определение ведущего профиля обучения; Уровень готовности в выбору профессии (9-11 класс) Методика «Матрица выбора профессии» (7-11 класс); Методика «Дифференциально- диагностический опросник» (5- 11 класс)
Здоровьесберегающее воспитание - уровень культуры здорового образа жизни обучающихся; Формирование представлений о здоровом образе жизни (9-11 класс) Анкета Вредные привычки (2-5, 5-11 класс) Воспитание семейных ценностей уровень сформированности семейных ценностей ; Анкета «Семейные традиции» Формирование коммуникативной культуры - уровень коммуникативной компетенции обучающихся; - умение работать в группе; Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (7-11 класс) Формирование классного коллектива - уровень развития самоуправления в классном коллективе; - удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя и образовательного учреждения Социометрия; Диагностика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М. И. Рожков)
Уровни развития ученического коллектива
Спасибо за внимание! Контакт для связи, вопросов, диалога: