Концепции философии науки Лекция 5 К. филос.н., доцент Медведева Татьяна Александровна
Вопросы: 1. Зарождение позитивизма (1-й и 2-й позитивизм). 2. Модель развития науки в неопозитивизме. 3. Постпозитивизм.
1. Зарождение позитивизма (1-й и 2-й позитивизм) Позитивизм (от лат. "positivus" – положительный) – это философское направление, в котором подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими утопиями и философскими умозрениями.
1-й позитивизм Родоначальник позитивизма - французский философ Огюст Конт ( ) «Курс позитивной философии» «Дух позитивной философии» «Система позитивной политики»
Закон «трех стадий» "В силу самой природы человеческого разума, всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или отвлеченное; состояние научное, или позитивное". (О.Конт. «Дух позитивной философии»)
В XIX веке, полагает Конт, в связи с бурным развитием наук, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира. Только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.
Рассуждения о причинах весьма недостоверны, поэтому наука не должна задаваться вопросами насчет возможных причин явлений. Главный вопрос науки не «почему?», а «как?» Основное дело науки - собирать факты и систематизировать их. Отсюда основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки – описание.
Джон Стюарт Милль ( ) научное знание – результат обобщения опытных данных законы природы – некоторые регулярности, подмеченные при исследовании единичных фактов. Законы являются результатом обобщения фактов, но сами они знанием не являются. роль общих утверждений чисто инструментальна («узелок на память»)
Герберт Спенсер ( ) наука – «расширение восприятий путем умозаключения» идея эволюционного развития, распространяющаяся и на науку научное познание имеет предел: «конечные научные идеи соответствуют реальностям, которые не могут быть постигнуты» (разграничение сферы науки и религии)
2-й позитивизм (конец XIX в.) Конец XIX в. в науке был ознаменован рядом крупных открытий: 1895 г. - открыты рентгеновские лучи 1896 г.- обнаружена естественная радиоактивность 1897 г. - открыт электрон, установлены его масса и заряд гг. - экспериментально доказано существование давления света 1900 г. - сформулировано понятие кванта энергии
Оказалось, что открытые явления невозможно объяснить с позиций классической механики. Выход из кризисной ситуации многие ученые видели в том, что для науки достаточно дать точное математическое описание исследуемых феноменов, как это сделал Максвелл для электромагнитных явлений.
Эрнст Мах ( ) – австрийский физик задача научного познания – описание понятие «причины» должно быть заменено понятием «функции» принцип «экономии мышления»: хотя теории представляют собой худшие описания, они в сжатом виде аккумулируют в себе огромные множества отдельных описаний, которые трудно было бы запомнить и воспроизвести.
2. Модель развития науки в неопозитивизме Научное познание было предметом философской рефлексии многих мыслителей Нового времени. Но только в начале XX века изучение науки было впервые отчетливо отделено от исследования общих проблем познания. Философия науки в строгом смысле слова формируется именно в это время.
гг. – деятельность Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.), поставившего перед собой цель реформировать науку и философию. Концепция Венского кружка получила наименование "логический позитивизм" или "неопозитивизм", поскольку она основывается на позитивизме О. Конта и Э. Маха и достижениях символической логики Г. Фреге и Б. Рассела. В логике неопозитивисты видели главный инструмент методологического анализа науки.
Основные теоретико-познавательные принципы неопозитивизма 1. Всякое знание - это знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. 2. То, что дано в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. 3. Функции научного познания сводятся к описанию чувственных данных. 4. Любое высказывание в науке подлежит опытной проверке на истинность (принцип верификации).
Логический анализ языка науки «Мир – это не «вещь сама по себе», а мир нашего языка» (М. Шлик). Все предложения языка неопозитивисты разделили на группы: Бессмысленные («Луна умножает четырехугольно») Имеющие какой-либо смысл, но не имеющие смысла научного Предложения, имеющие научный смысл Л. Витгенштейн
В основе науки - протокольные предложения, выражающие чувственный опыт субъекта. Истинность этих предложений абсолютно достоверна. Совокупность истинных протокольных предложений образует эмпирический уровень научного знания - его твердый базис. Каждое научное предложение можно свести к протокольным предложениям. Достоверность протокольных предложений передается всем научным предложениям. Деятельность ученого должна сводиться к двум процедурам: установлению протокольных предложений и изобретению способов объединения и обобщения этих предложений.
Можно выделить следующие особенности неопозитивистского подхода к науке : Акцент на логический анализ языка науки Подход к науке как системе готового знания без учета его генезиса и эволюции Отсутствие внимания к социокультурному контексту анализа знания Отрицание значимости философии в развитии научного познания
Построенная неопозитивистами модель науки как постепенного накопления абсолютно достоверного знания, основанного на «чистом опыте», создавала трудности объяснения специфики теоретического уровня науки. Эту проблему пытались решить философы следующего поколения – постпозитивисты.
3. Постпозитивизм (с 1960-х гг.) В постпозитивизме на первый план выходит проблема роста, развития знания. Первой концепцией в данном направлении стала теория английского философа Карла Поппера ( ). Основная проблема для Поппера - это проблема изменения знания: анализ выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий.
Рост знания не является кумулятивным процессом «Индукция – это миф» Абсолютная истина недостижима, все теории – лишь правдоподобные гипотезы (принцип фаллибилизма) Механизм роста знаний – «предположения и опровержения» Принцип фальсификации: лишь то знание научно, которое может быть опровергнуто Развитие науки – движение от проблемы к проблеме
P 1 – исходная проблема (problem) Т – пробные теории (tentative theories) ЕЕ – устранение ошибок (error eliminations) P 2 – формулировка новой проблемы Схема развития научного знания по К.Попперу
Имре Лакатос ( ) – ученик и критик К. Поппера. Выдвинул концепцию методологии научно-исследовательских программ, больше соответствующую реальной практике научного исследования в ее историческом развитии.
Основная единица научного знания, по Лакатосу, – не теория, а научно- исследовательская программа, представляющая собой серию сменяющих друг друга теорий, объединенных совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.
Структура научно-исследовательской программы "жесткое ядро" программы – некоторая фундаментальная теория "защитный пояс" из "вспомогательных гипотез, обеспечивающий сохранность ядра от опровержений нормативные правила, предписывающие перспективные («положительная эвристика») и нежелательные («негативная эвристика») пути для дальнейшего исследования.
Развитие науки идет не по пути поиска фальсифицирующих примеров, а по пути верификации дополнительного содержания теории. «Природа может крикнуть «Нет!», но человеческая изобретательность … всегда способна крикнуть еще громче».
Томас Кун ( ) – американский историк и философ науки, автор концепции научных революций. "Структура научных революций" (1962).
Основные понятия концепции Куна: Парадигма Научное сообщество Нормальная наука Научная революция
Парадигма (от др.-греческого paradeigma – образец) - одна или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение некоторого времени направляющих научное исследование. Примеры парадигмальных теорий: физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея, механика И. Ньютона, электродинамика Дж. Максвелла, теория относительности А. Эйнштейна и т.д.
Научное сообщество представляет собой группу людей, объединенных верой в одну парадигму. Кун был первым исследователем, который ввел социологическое измерение в философию науки. Тем самым он произвел в ней «социологический поворот».
Нормальная наука – это наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы. На этапе нормальной науки ученые «расширяют область и повышают точность применения парадигмы» и «не стремятся к неожиданным новостям».
Расхождения между предсказаниями парадигмы и фактами порождают кризис в науке. Наступает период научной революции – смены одной парадигмы другой. Таким образом, развитие науки, по Куну анти кумулятивно, оно носит прерывистый характер: периоды прогресса и накопления знания разделены революционными провалами, разрывами ткани науки.
Пол Фейерабенд ( ) – американский философ, автор концепции эпистемологического анархизма. Основная идея: наука не должна стремиться к установлению каких-либо правил научного исследования и поиску критериев оценки истинности теорий.
принцип пролиферации (от латинского proles - потомство, fero - несу): требуется изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, не совместимые с существующими и признанными теориями. принцип несоизмеримости: теории невозможно сравнивать друг с другом (отсутствие универсального критерия)
Фейерабенд убежден, что нужно отделить науку от государства, как это уже сделано в отношении религии. Только такая свобода выбора совместима с гуманизмом. Никаких обязательных для всех правил, законов, полная свобода творчества - вот лозунг эпистемологического анархизма.
Особенности пост позитивистского подхода к науке : Изучение социокультурного контекста науки Внимание к проблеме норм и целей научной деятельности Анализ направленности научного развития Проблема плюрализма научного познания Проблема рациональной реконструкции истории науки