Налоговое администрирование косвенных налогов при импорте товаров в рамках Таможенного союза ноябрь 2009 года Астана Министерство финансов Республики Казахстан Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігі М Ф РК
Базовые ставки отдельных налогов в РБ, РК и РФ (по состоянию на ) Базовые ставкиРБРКРФ КПН, %2420 ИПН, % НДС, % Акцизы: водка (тенге/литр 100% спирта) пиво (тенге/литр) сигареты с фильтром (тенге/1000 штук) бензин (тенге/тонна) 1036 от 12 до 33** от 366 до 1548*** от до 67612**** 250/800* 10/60* 600/750* 5000/4500* 985 от 15 до 50** % от максимальной розничной цены от до 18725**** Тенге переведен по курсу по данным НБ РК на г. (рос.рубль – 5,16 тенге; бел.рубль – 0,06 тенге); * ставки акцизов (на производимые в РК / импортируемые в РК) товары; ** в зависимости от содержания спирта в пиве; *** от розничной цены на сигареты; **** от октанового числа. 3
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров М Ф РК Действующий взимание косвенных налогов при импорте товаров на территорию РК осуществляется таможенными органами РК. грузовая таможенная декларация (ГТД) представляется в момент таможенного оформления. выпуск товаров в свободное обращение не осуществляется без ГТД. срок уплаты косвенных налогов осуществляется в момент таможенного оформления. уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление товаров (50 Евро за лист ГТД). документом, подтверждающим ввоз товаров, является ГТД. в случае неуплаты косвенных налогов товары в свободное обращение не выпускаются. В рамках таможенного союза взимание косвенных налогов при импорте товаров на территорию РК осуществляется налоговыми органами РК. декларация по косвенным налогам представляется 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Декларация представляется самостоятельно. срок уплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Преимуществом является то, что импортер получает отсрочку по уплате косвенных налогов до 1,5 месяцев. таможенные сборы отсутствуют. документом, подтверждающим ввоз товаров, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. в случае неуплаты косвенных налогов начисляется пеня и применяются меры принудительного взыскания. При этом, российский (белорусский) экспортер в целях возврата суммы НДС заинтересован в получении заявления от казахстанского импортера. 4
Определение налоговой базы при импорте товаров из РБ и РФ В РБ и РФ налоговая база будет определяться на основе контрактной стоимости. М Ф РК 5 Действующий порядок При расчете таможенной стоимости включаются сопутствующие расходы (транспортные расходы, страховка груза, расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и т.д.) до таможенной границы с РК. В таможенную стоимость включаются расходы, связанные с таможенным оформлением (таможенные сборы, брокерские расходы и др.) В рамках таможенного союза При расчете налоговой базы включаются сопутствующие расходы (транспортные расходы, страховка груза, расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и т.д.) до пункта назначения в РК. При расчете налоговой базы расходы, связанные с таможенным оформлением, отсутствуют.
М Ф РК Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров 6 ДействующийВ рамках таможенного союза При экспорте товаров с территории РК на территорию РБ или РФ применяется нулевая ставка НДС освобождается от уплаты акцизов применяется нулевая ставка НДС освобождается от уплаты акцизов Документ, подтверждающий право на применение нулевой ставки по НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов ГТД с отметками таможенных органов, осуществивших выпуск товаров заявление российского (белорусского) импортера о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговых органов РБ или РФ об уплате косвенных налогов
Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов 7 М Ф РК
Электронный обмен между налоговыми органами в рамках таможенного союза Налоговые органы РБ, РК и РФ обмениваются заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов через информационные системы налоговых органов. Обмен информацией будет производится по открытым каналам связи с применением средств криптографической защиты, согласуемых в рамках создания интегрированной информационной системы взаимной торговли. Заявления М Ф РК 8
Обмен информацией между налоговыми органами РБ, РК и РФ до внедрения информационной системы по обмену с налоговыми органами РБ и РФ подтверждение представления импортерами Заявлений и уплаты косвенных налогов будет производиться на бумажном носителе путем направления запросов в РБ и РФ. в ходе пилотной эксплуатации информационной системы Заявления об уплате косвенных налогов будут передаваться в электронном виде с подтверждением на бумажном носителе. после ввода информационной системы в промышленную эксплуатацию Заявления в налоговые органы РБ и РФ будут направляться в электронном виде. М Ф РК 10
Администрирование косвенных налогов при отмене таможенного оформления на границе между РК и РФ, РБ с года, таможенный контроль остается до года 1. При пересечении таможенной границы РК таможенными органами в on-line режиме (через ЦОУ) передаются в налоговые органы ДКД (документ контроля за доставкой), где указываются сведения об импортере, экспортере, транспортном средстве, товаре, а также отсканированные документы (товаросопроводительные документы, счета- фактуры и т.д.). 2. Налоговые органы в случае не представления налогоплательщиком налоговой декларации к 20 числу следующего месяца проводят камеральный контроль (обследования, налоговые проверки), в том числе при необходимости проводятся мероприятия совместно с правоохранительными органами. 3. При пересечении таможенной границы производится сверка с базой данных бездействующих налогоплательщиков. В случае установления импортеров, состоящих в списке бездействующих, информация оперативно передается в налоговые и правоохранительные органы для проведения соответствующих мероприятий. 4. В случае, если экспортеры РБ или РФ не получили заявления, то информация об этом направляется ими в налоговые органы РБ и РФ, которые информируют налоговые органы РК о ввозе импортером товаров и неуплате косвенных налогов посредством информационной системы. Таможенные органы РК Налоговые органы РК товар ДКД экспортер импортер М Ф РК 11
Администрирование косвенных налогов при отмене таможенного контроля на границе между РК и РФ, РБ с года 1. Необходимо внедрить информационный обмен с уполномоченными органами, владеющими сведениями о пересечении товаров (грузов) через границу РК. 2. Предлагается пограничными службами РК при пересечении таможенной границы РК заполнять формы со сведениями об импортере и товаре, а также сканировать товаросопроводительные документы. Затем указанные сведения направляются в налоговые органы в электронном виде. 3. В случае, если экспортеры РБ или РФ не получили заявления, то информация об этом направляется ими в налоговые органы РБ и РФ, которые информируют налоговые органы РК о ввозе импортером товаров и неуплате косвенных налогов посредством информационной системы. Налоговые органы РК товар экспортер импортер Железнодорожные перевозки Авиа перевозки Морские перевозки Автомобильные перевозки Пограничная служба товар М Ф РК 12 Уполномоченные органы
Проблемы администрирования косвенных налогов при импорте (после года) М Ф РК п/п ПроблемыПути решения 1Непредставление декларации- своевременное получение сведений по импорту от уполномоченных органов; - применение мер налогового контроля. 2Наличие недоимки по косвенным налогам при импорте (неуплата налогоплательщиками налогов, указанных в декларации) - применение мер принудительного взыскания; - передача материалов в правоохранительные органы в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. 3Уклонение от уплаты косвенных налогов путем применения «серых схем» с участием фирм- однодневок - взаимодействие с правоохранительными органами РК; - взаимодействие с налоговыми органами РБ и РФ; - взаимодействие правоохранительных органов РК с соответствующими органами РБ и РФ; - перемещение подакцизных товаров через специальные места пропуска (акцизные посты). 4Ввоз товаров физическими лицами- проведение выборочных проверок физических лиц; - проведение разъяснительной работы через СМИ. 14