«Нестандартный вход в урок» (универсальный прием ТРИЗ) Глущенко Татьяна Николаевна – учитель русского языка и литературы МКОУСОШ с. Лучки
Планируемые УУД Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
«Нестандартный вход в урок» (мотивационно-целевой этап (5-7 мин.) Урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний: «В предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван «героем того времени»?
Вывод: Применение данного приема позволило учащимся с первых минут урока включиться в активную мыслительную деятельность. Ребята высказывали свое мнение, выдвигали различные гипотезы, указывая на противоречивость характера Печорина, особенности эпохи 30-х годов 19 века.
Прием «Фишбоун» Технология "Развитие критического мышления" Планируемые УУД Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Прием «Фишбоун» (процессуальный этап (25 мин.) Урок по теме «Любовь и дружба в жизни Печорина» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Класс делится на 2 группы: первая группа работает над темой «Дружба в жизни Печорина» и рассматривает Печорина в системе мужских образов, вторая – «Любовь в жизни Печорина» и рассматривает героя в системе женских образов.
Каждая группа ставит проблему в соответствии со своей темой и приступает к работе с текстом. По ходу чтения составляется схема «Фишбоуна». В "голове помещается проблема, в верхней части пририсовывается столько ребрышек, со сколькими героями сталкивается Печорин в романе. В нижней части записываются причины, которые по-своему оттеняют грани характера героя в дружбе и любви. В «хвосте» делается вывод.
После завершения чтения группы отчитываются о проделанной работе
Вывод: Благодаря " фишбоуну учащиеся составили опорный конспект, учились работать с текстом, анализировать поступки героев, делать краткие записи, представлять результаты своего исследования и работать в группе. В итоге получились схемы- характеристики Печорина, в которых отразилось его отношение к дружбе и любви. Эта схема может служить опорой для рассказа содержания темы.
Синквейн (технология развития критического мышления). Планируемые УУД Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Синквейн (рефлексивно-оценочный этап 5-7 мин.) Предлагаю каждой группе составить синквейн в соответствии с темой урока. «Дружба в жизни Печорина» Печорин Безразличный, равнодушный Не прощает, отрицает, не умеет «В дружбе один раб другого» Одиночество «Любовь в жизни Печорина» Печорин Эгоистичный, противоречивый Смеется, унижает, охладевает Не делался рабом любимой женщины Одиночество
Вывод: На стадии рефлексии синквейн – это средство творческого выражения осмысленного материала. Ребята показали умение находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Этот прием - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрировал не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей.
Спасибо !