Константин Апрелев Сопредседатель Совета ТПП РФ по СРО Вице-Президент Российской Гильдии Риэлторов Вице-Президент Гильдии Управляющих и Девелоперов Общественная Палата Российской Федерации Общественные слушания «Пути совершенствования законодательства о саморегулировании» 10 ноября 2015 Саморегулирование как институт гражданского общества 1
…постепенно надо как можно больше определенных функций, регулируемых сегодня государством, передавать в саморегулируемые организации. Изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности чрезвычайно важно, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности. Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России. 2
Государство заинтересовано в передаче части функций, регулирующих предпринимательскую деятельность, профессиональному сообществу. Критическим условием реализации данного намерения является подтверждение профессиональным сообществом своей способности обеспечивать должное функционирование отраслевой экономики. 3
ВСЕ ЕГО СТРЕМЛЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ГОСУДАРСТВОМ ПРИМЕРНО ТАК… До тех пор, пока профессиональное сообщество не подтвердит способность РЕАЛЬНО нести ответственность за судьбу отрасли, 4
Сущность саморегулирования Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Статья 2 Федерального Закона N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» 5
Цели системы саморегулирования Обеспечение гарантированного получения продуктов и услуг необходимого качества, безопасных для жизни и здоровья ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Обеспечение корректности и единообразия базовых «правил игры», исключение недобросовестной конкуренции ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ 6
Варианты развития системы отраслевого регулирования Интересы потребителей Интересы профессионалов Система «дикого рынка» «Клиент- экстремистская» система Лоббистская система Цивилизованная рыночная система 7
Нарушение устойчивости системы 8
Обеспечение согласованного движения профессионалов по «срединному пути» 9
Ключевые функции системы саморегулирования Отраслевое нормотворчество Обеспечение исполнения норм Разрешение спорных ситуаций Информирование и обеспечение обратной связи Потребительская перспектива Профессиональная перспектива Организационно – управленческая перспектива 10
Интересы потребителей Интересы профессионалов Организационные и управленческие нормы, обеспечивающие эффективность работы системы Требования к потребительским свойствам, процессам создания и реализации продуктов (услуг), нормы ответственности производителей Условия допуска в профессию, отраслевые «правила игры» и иные нормы профессионального поведения, меры ответственности для нарушителей 11
Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создания с их помощью «саморегулируемых» барьеров… Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка…ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ 12
Институциональные проблемы 1. Недостаточность обозначенных критериев приобретения и лишения организаций статуса СРО для обеспечения эффективного развития саморегулирования. 2. Некорректность закрепления приоритетов в развитии СРО за новообразуемыми организациями, не имеющими реальных профессиональных стандартов и этических норм, а также опыта регулирования предпринимательской деятельности. 3. Отсутствие требований к опыту работы профессиональных объединений для обретения статуса СРО. 13
Институциональные проблемы (продолжение) 4. Отсутствие системы преемственности, позволяющей эффективно работающим в стране институтам регулирования предпринимательской деятельности реализовать последовательный эволюционный переход к СРО по закону. 5. Отсутствие должного контроля за квалификацией специалистов, работающих в штате членов СРО, и самих СРО. 6. Информационная закрытость, непрозрачность деятельности СРО и принимаемых органами Управления решений для институтов гражданского общества и потребителей услуг. 14
Институциональные проблемы (продолжение) 7. Отсутствие эффективных инструментов контроля и надзора за деятельностью СРО; недобросовестность исполнения СРО своих функций по ограничению доступа к профессии. 8. Недобросовестная конкуренция между СРО за членов в отсутствии системы создания конкурентных преимуществ для членов СРО. 9. Ущемление компетенций и неэффективность органов управления. Распределение компетенций по управлению СРО в пользу исполнительных органов. 15
Критерии оценки эффективности системы возмещения ущерба потребителям 1. Законодательная и нормативная подконтрольность регулирующим органом, развитость рынка услуг. 2. Прозрачность, простота и наглядность работы для участников и потребителей. 3. Наличие стандартов управления и оценки эффективности системы. 4. Экономическая эффективность и снижение управленческих рисков. 5. Гибкость интеграции в систему саморегулирования. 16
Основные недостатки функционирования компенсационных фондов как инструмента, гарантирующего возмещение ущерба 1. Нет должного законодательного регулирования. 2. Нет контролирующего и надзорного органа. 3. Нет профессиональных стандартов для специалистов, оказывающих услуги в этой сфере деятельности. 4. Самые высокие управленческие риски и себестоимость управления рисками. 5. Порождает проблемы управления в системе саморегулирования и блокирует эволюционное развитие. 17
Задачи разработки концепции развития саморегулирования 1. Провести анализ модели саморегулирования, реализованной законодательством о СРО на концептуальном уровне. 2. Проанализировать опыт развития различных моделей саморегулирования в различных отраслях деятельности и международный опыт. 3. Выявить и систематизировать наилучшие инструменты регулирования и разработать и реализовать модель устойчивого развития саморегулирования. 4. Предложить конкретные законодательные и нормативные решения для развития саморегулирования и интеграции этого института в гражданское общество. 18
Предложения по развитию системы саморегулирования 1. Законодательно закрепить необходимость создания Национальных объединений и обязательного членства в них СРО или всех членов СРО в каждой из отраслей профессиональной деятельности. 2. Определить исчерпывающий перечень компетенций, которыми должны быть наделены Национальные объединения. 3. Возложить на Национальные объединения формирование и актуализацию единого реестра СРО, их членов и аттестованных специалистов в каждой из саморегулируемых отраслей. 19
Предложения по развитию системы саморегулирования (продолжение) 4. Обеспечить разработку, принятие и исполнение этических норм и единых национальных стандартов профессиональной деятельности, принятых Национальными объединениями всеми СРО отрасли (вне зависимости от членства в Национальном объединении). 5. Создать единые для каждой из отраслей правила, регулирующие доступ к профессии и ведению предпринимательской деятельности на основе членства в СРО, а также требования к квалификации как специалистов, так и лиц, заключающих договоры от имени компаний-членов СРО. 6. Обеспечить возмещение ущерба, нанесенного потребителю посредством развития механизмов профессиональной и репутационной ответственности СРО и их членов. 20
Предложения по развитию системы саморегулирования (продолжение) 7. Обеспечить информационную открытость, публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и Национальными объединениями решений и документов. 8. Закрепить необходимость включения в состав органов управления СРО независимых директоров или требование о создании в СРО независимого надзорного органа Наблюдательного совета. 9. Обеспечить демократичность процедур выборов и ротации представителей в органах управления Национальных объединений СРО и самих СРО. 21
Спасибо за внимание! Сопредседатель Совета ТПП РФ по СРО Вице-Президент Российской Гильдии Риэлторов Гильдии Управляющих и Девелоперов Апрелев Константин 22