У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Критерий Я хочу учиться! (мотивация)
Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работать в коллективе)
Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. Компоненты предпосылок, необходимых для начала обучения ребенка в школе:
Воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления дошкольников к приобретению знаний.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок решал вопросы проблемного характера. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Необходимо понимание важности преподносимого материала. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Положительная оценка стимулирует познавательную активность. Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Важной предпосылкой учебной деятельности является : овладение детьми общими способами действий т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения- умение учиться
Второй предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Третьей предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности является умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности мы отнесём : умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.
три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: ПОДГОТОВК А К ШКОЛЕ формирование мотивов, побуждающих к учению общее развитие воспитание умения произвольно управлять собой
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ. Развитии памяти, внимания и, особенно, интеллекта. Имеющийся запас знаний и представлений, умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. Воспитание умения ПРОИЗВОЛЬНО управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Умения делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
Интеллектуальные игры для детей