Итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями в прошлом веке. В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Английской слово portfolio – портфель, папка с рисунками. Применение портфолио в школе происходит из США (конец 80-х – начале 90-х годов 20 века). Во многих школах США в качестве эксперимента проводится завершающий экзамен в форме портфолио (оценивается работа по трем уровням Honors Standard, Beacon Standard, Competency Standard. Отличием " Стандарт, Маяк Стандарт, Стандарт Компетентности.
Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
портфолио документов; портфолио достижений (работ); рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Свидетельство Грамота Диплом Удостоверение Выписка из зачетной книжки Вкладыш в аттестат др. Возможность количественной и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, полного разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения
Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты Творческие работы Электронные документы Видеозаписи Модели Проекты др. Качественная оценка по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов. Качественная оценка не может войти ни в стандартную схему количественного оценивания, ни в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей.
Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Эссе; Резюме; Тексты заключений; Рецензии; Отзывы; Рекомендательные письма; др. Возможность включить механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. Сложность формализации и учета собранной информации.
Титульный лист. Сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения). Содержание портфолио с перечислением его основных элементов. Самоанализ и прогноз (или план) на будущее.
Нужно учитывать: цели; особенности темы; сроки исполнения; формы представления: наглядность; системность; рефлексивность
возможные + сокращает сроки работы; личностно- ориентирован; допускает вариативность артефактов; позволяет представить разные подходы; др. возможные - недостаточная проработка данных; требует индивидуального подхода; с трудом поддается стандартизации; отсутствие стройности и целостности; др.
собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами; помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов, процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся; активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников; прогнозирование траектории личностного развития ребёнка; индивидуализация образования.
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность; формирование и поддержка учебной мотивации школьников; расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития подрастающего поколения; организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся; расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании, введение альтернативных форм оценивания; развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся; создание предпосылок и возможностей для успешной социализации учащихся.
Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей.
самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы; самостоятельно оценивает свои результаты; самостоятельно вступает в контакт с экспертами- консультантами; сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио; является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня; способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие ученика; является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.
помогают в заполнении портфолио; осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Портфолио ученика класса Портфолио ученика 5 – 6 класса Портфолио ученика 7 – 9 класса Портфолио ученика 10 – 11 класса
1-4 класс Особые требования предъявляются к познавательной деятельности детей, учебной мотивации, произвольности познавательной деятельности и уровню развития наглядно-образного мышления. 5-6 класс Появляется мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний), здесь очень важен т.н. мотив «учение для себя». Развитие рефлексии, использование доказательств, новый уровень развития навыков логических операций. 7-9 класс Усложняются требования к познавательной деятельности, развитию мышления. Появляется мотив целеполагания, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к использованию результатов учебной деятельности. Меняется восприятие системы отношений с окружающим миром, самооценка, что влияет на эффективность обучения в целом класс Наличие прогностических навыков, умений предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных целей, умение оценивать собственные ресурсы. Стремление к профессиональному самоопределению, выработке эффективного стиля познавательной деятельности. Высокий уровень рефлексии.
Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников. - Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями; - Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей; - Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей; - Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.
Портфолио документов портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений. Портфолио работ собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, описание сферы их применения и презентации: участие в научных конференциях, конкурсах и др. Портфолио отзывов включает внешнюю и самостоятельную оценку достижений, планирование, а также отзывы, представленные внешними экспертами.
Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Основные сферы деятельности Раздел 3. Успеваемость Раздел 4. Общественная деятельность Раздел 5. Успешность Раздел 6. Перспектив ы
Достоверность Объективность Целостность, тематическая завершенность представленных материалов Наглядность результатов работы
при анализе образовательной деятельности и личностного роста учащегося (например: выбор учебного профиля, перевод в другой класс, профориентация, получение рекомендации для целевого поступления в ВУЗ, принятие решения о поощрении, участие в различных конкурсах);