Федеральный государственный образовательный стандарт Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий Научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО « ВИРО » Никитина Л. П.
Определение цели занятия Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий На основе темы занятия продолжите формулировку его цели: Повысить педагогическую компетентность в …
Разбиение цели на задачи: Проранжируйте задачи нашего занятия для достижения цели: Разработать диагностические задания по проверке уровня сформированности познавательных УУД. Определить особенности формирования познавательных УУД. Оценить умение планировать и организовывать процесс формирования познавательных УУД у младших школьников. Выяснить состав познавательных УУД.
Метапредметные результаты – универсальные учебные действия способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Познавательные УУД Способы работы с текстом. Способы получения, обработки, оценки и применения информации. Общеучебные действия (наблюдение, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, группировка, классификация, обобщение, установление закономерностей). Моделирование. Способы решения учебных проблем.
Управление процессом формирования УУД 1. Определить планируемые УУД по годам обучения. Выберите из списка, какие познавательные УУД необходимо сформировать в 1 классе : Наблюдение (кратковременное и долговременное), анализ, сравнение, группировка, классификация, синтез, моделирование, работа с учебной проблемой (выдвижение версий, формулировка гипотезы, подведение под понятие), обобщение, формулировка вывода, понимание прочитанного, работа с текстом, работа с информацией (страница учебника, по оглавлению, части книги, разные источники информации).
Управление процессом формирования УУД 2. Расписать процесс формирования УУД (сравнение, группировка). Пример: УУД сравнение - постановка цели, ввод понятия «сравнение»; - сравнение природных объектов; - составление плана сравнения; - сравнение абстрактных объектов; - выделение критериев сравнения; - фиксация результатов сравнения; - оценка умения сравнивать. 3. Контролировать процесс формирования УУД. - диагностические задания
Диагностические задания на проверку сформированности УУД сравнения Отметь, по каким признакам отличаются листочки: - цвет - форма - размер - положение в пространстве Назови, по каким признакам можно сравнить дерево и куст ? Сравни звуки [с] и [с]. По каким признакам они отличаются?
Диагностические задания на проверку сформированности УУД сравнения Нарисуй два круга, одинаковых по цвету и размеру. Подчеркни названия геометрических фигур, отличающихся по количеству углов от квадрата: овал, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, многоугольник, угол. Опиши в сравнении одуванчик и мать-и-мачеху.
Управление процессом формирования УУД Из коммуникативных - умение слышать и слушать, - умение налаживать взаимодействие, - умение участвовать в кооперации (сотрудничестве), - выражение мысли при помощи связной речи, - умение дать точный или развернутый ответ на вопрос; - умение задавать вопросы; - участие в групповой дискуссии, - умение работать в паре; - умение оформить свою мысль в форме монологического высказывания; - умение работать в диалоге
Управление процессом формирования УУД Из личностных - представление о нравственных ценностях, - понимание смысла деятельности, - нравственная оценка, - выстраивание своего поведения на основе нравственных норм Из регулятивных - целеполагание (принятие, постановка и удержание цели), - выполнять действия по плану, - составление плана деятельности, - обсуждение или коррекция готового плана, - контролировать результаты деятельности по образцу, - самоконтроль, - взаимоконтроль, - поиск и коррекция ошибок
Какие УУД представлены в данном фрагменте урока ? Объясните цель задания 4. Рассмотрите значок на полях. Как авторы рекомендуют выполнять это задание? (В парах). Мы раньше работали в парах? Что значит «пара»? Приведите примеры пар. Мы умеем работать парой? Чему нам нужно сегодня научиться? (Работать в паре). Это наша цель. Посмотрите на образец работы в паре, который вам покажут Оля и Юра. Составьте план работы в паре. (Обсуждение). По составленному плану выполните задание 4 в парах. Оценим нашу работу: получилось работать в паре? Что удалось? Где возникли затруднения? Посмотрите по учебнику, а завтра мы будем работать в паре? Какова цель завтрашней работы?
Цели парной работы Формировать умение … ( в деятельности учителя ) Учиться … ( в деятельности обучающихся ) узнать, выяснить, установить, определить, сравнить, составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить … Работать в паре ; составить план работы в паре ; проверять и оценивать друг друга …