Матюхина Ирина Александровна
Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Математическое образование – это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения.
Вызывает тревогу состояние математического образования, в том числе, с учетом принятия Концепции развития математического образования в РФ, а также введения двухуровневой модели ЕГЭ. Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Л. Н. Толстой
« Повышение конкурентоспособности российского образования и науки, международное взаимодействие в области образования это залог успешного развития нашей образовательной системы и ее совершенствования » Дмитрий Ливанов
Распоряжение Правительства РФ от р « О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы » Поэтапное введение ФГОС
1 класс класс 10 класс 5 класс Введение ФГОС по мере готовности Обязательное введение ФГОС
Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Т Т Т
Новые образовательные результаты Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
принципы преемственность вариативность дифференциация непрерывность
Представленные в новых стандартах начального и основного общего образования метапредметные результаты определяют приоритетные направления в преемственности, где предусматривается дальнейшее развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, продолжается формирование умения учиться.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются : учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные ; внеурочная деятельность.
В связи с переходом основного общего образования на ФГОС второго поколения учителям рекомендуется ознакомиться с содержанием стандартов по предметам. Новое качество образования достигается не изменениями в содержании предметов, а изменениями в подходах к организации и методах обучения, воспитания и развития
С какими же проблемами могут столкнуться педагогические коллективы при обеспечении преемственности и развития метапредметных результатов обучения ?
Преемственность между учебно- методическими комплексами Преемственность в применении современных образовательных технологий в процессе обучения Выполнение единых требований, предъявляемых основной образовательной программой к формированию, развитию и оценке метапредметных результатов Взаимодействие учителей начальной школы и учителей –предметников основной школы по ключевым проблемам, возникающим в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет ), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных ; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно - следственных связей, построения рассуждений и т. д. использование логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно - следственных связей для обоснования технико - технологического и организационного решения ; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности Познавательные универсальные учебные действия
ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования формирование умения планировать и определять наиболее эффективные способы решения учебной задачи самостоятельное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности и определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов формирование умения контролировать и оценивать учебные действия и понимать причины успеха / неуспеха диагностика результатов познавательно - трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии оценивание своей познавательно - трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам Регулятивные универсальные учебные действия
ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования формирование способности к совместной деятельности в группе, к определению общей цели и путей ее достижения и готовности признавать возможность существования различных точек зрения согласование и координация совместной познавательно - трудовой деятельности с другими ее участниками и объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в общее дело Коммуникативные универсальные учебные действия
МАТЕМАТИКА
Проблема преемственности и развития метапредметных результатов может возникнуть, во - первых, из - за несогласованности методов и содержания обучения, во - вторых, обучение на начальной ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня, в - третьих, разный уровень предъявляемых требований к ученику.