Ракчеева Ю.В., воспитатель д/с «Солнышко», СП МОУ ОУСШ, 2010 г.
Подготовка детей к школе: Умственная Нравственно - волевая Физическая Эстетическая Ответственность Настойчивость Самостоятельность Активность Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность обеспечивает: умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; умение переносить известные способы действий в новые условия. Механизм формирования самостоятельности: Знания и представления Мотивы Чувство и отношение Навыки и привычки Поступки и поведение Самостоятельность
Труд: 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. В.И.Даль
Ручной труд Игра Труд Изодеятельность
Проблема: каковы педагогические условия обеспечивающие эффективность воспитания самостоятельности у детей. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда. Объект исследования: трудовая деятельность старших дошкольников. Предмет исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда.
Задачи: 1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда. 2. Изучить состояние практики и методики развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда. 3. Практическая работа по выявлению уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде. 4. Подобрать и апробировать в специально созданных условиях детского сада систему занятий по ручному труду, а также проверить их эффективность в воспитании самостоятельности у детей.
1 этап Цель: Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения. Подвести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, ее значимости в личностном и социальном смысле. Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный». Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения. 1. Чтение литературы – В.Бычко «Невеличка» – В.Степанов «Умелые помощники» – М.Зощенко «Глупая история» – Н.Носов «Заплатка» 2. Проблемные ситуации 3. Беседа о самостоятельности. 2 этап Цель: Формирование интереса и положительного отношения к ручному труду 1. Беседы: – "Как появилась бумага" – "Лес - наше богатство". 2. Экскурсии: – в лес; – в библиотеку. 3. Развлечение " Длинная дорога Букваря" 4. Выставки работ взрослых и детей 5. Тематические занятия 3 этап Цель: Накопление детьми умений и навыков работы с бумагой, картоном, ниткой, иголкой и др. Развитие общественных мотивов деятельности. Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки. Формирование самостоятельного поведения. - Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук - Работа детей с помощью пошаговой инструкции - Работа детей по инструкционным картам - Упражнение в раскрашивании готовых поделок и игрушек - Коллективные работы - Домашние задания
Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.