ПЕДАГОГ В НОВОМ ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОБСУЖДАЕМ КОНЦЕПЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОУ ТЕЛЕГИНА Ия Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедры МДиНО Нижневартовский государственный университет
Педагог – ключевая фигура реформирования образования «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». (К.Д. У шинский)
Постановление от 22 января 2013 года 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
Позиция заместителя министра труда и соцзащиты Любови Ельцовой В Трудовой кодекс РФ с 2012 года вводится статья о квалификации работника. Будет определяться уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Профессиональный стандарт - это уровень квалификации, который необходим для осуществления определенного вида деятельности. Стандарты будут учитывать при расчете тарифных ставок и систем оплаты труда работников муниципальных и государственных учреждений. Квалификационные справочники, которые действуют сегодня, носят узконаправленный характер (единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, составленный в годах). Профессиональный стандарт будет содержать более широкие подходы к квалификации специалиста, а также учитывать современные требования. Планируется развитие системы общественной сертификации профессиональных компетенций, это означает, что гражданин сможет получить сертификат подтверждения своей квалификации в независимой общественной организации (объединения работодателей, профессиональные сообщества и другие). Государством будет поддерживаться публичная информационная база о гражданах, получивших такие сертификаты (безусловно, при согласии граждан на размещение данной информации).
Установка Минтруда В конце 2012 г. в ТК РФ появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида проф деятельности. Минтруд России координирует разработку проф стандартов. Для согласования проектов нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам проф стандартов при Министерстве создается экспертный совет. Проекты проф стандартов могут подготавливать работодатели, их объединения, профессиональные сообщества, СРО и иные некоммерческие организации с участием учреждений профобразования и других заинтересованных юрлиц. Минтруд России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта проф стандарта принимает соответствующее решение. Сведения об утвержденном проф стандарте вносятся в реестр, который ведет Минтруд России. Профстандарты применяют работодатели, организации профобразования. Они потребуются и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профобразования.
Стандарт инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;
объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт
Требования к профессиональному стандарту педагога Стандарт должен: Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Требования к профессиональному стандарту педагога Стандарт должен: Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам.
Требования к профессиональному стандарту педагога Стандарт должен: Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции: преодоление технократического подхода в оценке труда педагога; обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации.
Структура профессионального стандарта педагога Область применения Цель применения Термины и определения применительно к педагогу Содержание профессионального стандарта педагога Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Заключительные положения
1. Область применения профессионального стандарта педагога: сфера дошкольного образования сфера начального образования сфера общего среднего образования a)при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; b)при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; c)при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий
2. Цель применения 1)Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. 2)Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. 3)Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. 4)Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
3. Термины и определения 1)Квалификация педагога 2)Профессиональная компетенция 3)Профессиональный стандарт педагога 4)Региональное дополнение к профессиональному стандарту 5)Внутренний стандарт образовательной организации 6)Ключевые области стандарта педагога 7)Профессиональная ИКТ-компетентность 8)Аудит 9)Внутренний аудит 10)Внешний аудит
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность Общепользовательс кая ИКТ- компетентность Общепедагогическая ИКТ-компетентность Предметно- педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
4. Содержание профессионального стандарта педагога 1)Часть первая: обучение 2)Часть вторая: воспитательная работа 3)Часть третья: развитие 4)Часть четвёртая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе 5)Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен: 1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Педагог дошкольного образования должен: 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. 4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Педагог дошкольного образования должен: 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ). 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Педагог дошкольного образования должен: 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. 8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Педагог дошкольного образования должен: 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Педагог дошкольного образования должен: 10. Владеть методами и средствами психолого- педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога 5.1. Общие подходы Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно! Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Нижневартовский государственный университет Факультет педагогики и психологии Кафедра методик дошкольного и начального образования