РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП « Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО » Выполнила: Старший воспитатель МОУ детского сада 365 Аванесян Жанна Викторовна
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно - воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. ( ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. ( ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Главный момент в контексте « семья - дошкольное учреждение » - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что : Родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду. В рамках закрытого детского сада перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется « открытость детского сада внутрь ». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. « открытость детского сада наружу », также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Сложившаяся ситуация показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий : между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их ( родителей ) в дошкольном учреждении ; между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения ; между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу ; между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться.
В соответствии с 44 статьёй закона « Об образовании в Российской Федерации » родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться : с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно - программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности ; с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями ; с информацией о всех видах планируемых обследований ребёнка ( психологических, психолого - педагогических ) и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях ; с результатами проведённых обследований ребёнка.
Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны : обеспечить получение детьми общего образования ; знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать своё мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей ; присутствовать при обследовании детей психолого - медико - педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения ; соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией ; уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность ; участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду. ЗАДАЧИ:
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОУ И СЕМЬИ ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОУ И СЕМЬИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ :
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентность родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной. МЫ ВЫДЕЛИЛИ ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ:
Нетрадиционные формы общения с родителями : Совместные досуги, праздники. Участие родителей в выставках. Организация дней открытых дверей. Выпуск газет. Организация мини - библиотеки. Семинары – практикумы. Устные педагогические журналы. Игры с педагогическим содержанием. Занятия о профессиях, которые проводят родители ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ, ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И НАГЛЯДНО- ИНФОРМАЦИОННЫЕ.
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из « зрителей » и « наблюдателей » становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ