Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Социальные и психологические аспекты профилактики зависимого поведения
Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних в сфере образования Необходимо отметить, что профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий.
Основными видами профилактики являются: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;
вторичная профилактика – это комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;
третичная профилактика – это комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и нормативно- правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательную организацию и к общественно-полезной деятельности.
Качественными характеристиками указанной системы являются: - всеобщий охват несовершеннолетних, - ранняя диагностика поведенческих проблем детей и подростков, - оперативность и комплексность оказываемой помощи,
Профилактика зависимого поведения должна начинаться с определения принципов, которые обеспечивают достижение желаемых для социума целей и задач воспитательной работы с обучающимися.
Основные принципы профилактической работы: 1. Учет возрастных особенностей при восприятии информации о формировании зависимого поведения, о механизмах возникновения зависимого поведения, так как существует психологическая и социокультурная готовность к восприятию, пониманию и использованию той или иной информации.
2. Изучение механизмов возникновения физической, психической и социокультурной зависимости. 3. Приобретение обучающимися навыков активного сопротивления формированию зависимого поведения. 4. Профилактическая работа должна проводиться постоянно, на основе достижений науки о человеке, его развитии, саморазвитии, методик формирования навыков самоопределения и самоорганизации в процессе социализации личности.
6. Профилактическая работа должна проводится с учетом индивидуальных психологических склонностей и способностей тех или иных детей, подростков к появлению зависимого поведения с организацией мониторинга их ценностных ориентаций и установок, определяющих уровень готовности к активному сопротивлению приобщения к психоактивным веществам. Профилактика зависимого поведения должна строится прежде всего на основе анализа механизмов, которые определяют вероятность возникновения аддикций.
Стратегия ведения работы по профилактике зависимого поведения в образовательной среде основана на учете факторов риска зависимого поведения и защитных факторов личности. Одни исследователи (Романова О. Л., Арзуманов Ю. Л., Дудко Т. Н.) акцентируют значение биологических факторов риска формирования зависимого поведения, связанных с особенностями психофизического развития до момента вовлечения в аддикцию.
Другие ученые (Лисовский В. Д., Колесникова Э. А.) сосредотачивают внимание на социальных и социокультурных условиях формирования зависимого поведения. Биологические факторы риска: 1. Генетическая предрасположенность. 2. Отягощенная наследственность (психические и наркологические заболевания). 3. Органические поражения головного мозга (мозговая дисфункция, черепно-мозговые травмы). 4. Хронические соматические заболевания. 5. Интеллектуальная недостаточность (незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции поведения, трудности прогнозирование поведения).
Личностные качества детей и подростков, склонных к аддикциям: 1. Стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля. 2. Проблемы самооценки. 3. Недостаток самоуважения. 4. Низкая способность к саморефлексии и заботе о себе. 5. Стойкие нарушения в эмоциональной сфере (эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, низкий уровень способности к переживанию).
Дисфункциональные копинг-стратегии – деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности, удовлетворяющими эти требования. Для копинг-поведения характерно следующее: 1. Замена стратегии разрешения проблем стратегией избегания. 2. Преобладает мотивация избегания неудач над мотивацией достижений.
Копинг-поведение 3. Преимущественная ориентация поведения не на стрессор (изменение внешних условий), а на уменьшение эмоционального напряжения, связанного со стрессом. 4. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов. 5. Негативная Я-концепция, низкий уровень способности к сопереживанию. 6. Подчиненность среде, неадекватное восприятие социальной поддержки.
Социальные факторы риска формирования зависимого поведения – это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют в вовлечение в аддикции.
Макросоциальные факторы риска – условия, характеризующие функционирования общества в целом. Микросоциальные факторы риска – условия, характеризующие ближайшее окружение подростка (семья, образовательные организации, социальное окружение).
Социальные макросоциальные факторы риска: 1. Доступность психоактивных с веществ. 2. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. 3. Ценностный плюрализм. 4. Традиции общества. 5. Мода на употребление психоактивных веществ. 6. Лояльность закона по отношению к злоупотреблению психоактивных веществ.
1. Злоупотребление психоактивными веществами в семье. 2. Несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. 3. Дисфункциональные воспитательные стили. 4. Воспитание в неполной семье. 5. Наличие семейных конфликтов. 6. Занятость родителей. Социальные микросоциальные факторы риска:
1. Употребление психоактивных веществ в образовательной организации. 2. Раннее асоциальное поведение в образовательной организации. 3. Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. 4. Конфликтное отношение со сверстниками и педагогами. Социальные факторы риска в образовательной организации
Появление зависимости служит симптомом наличия некоторых личностных дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции, включающие четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, взаимоотношения с людьми и умения заботиться о себе.
Основной мотив поведения аддиктивной личности – активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния. Подросткам не удается обнаружить в реальной действительности сферы деятельности, которые были им эмоционально или интеллектуально интересны. Ученые выделяют значительно сниженную активность аддиктивной личности в обыденной жизни.
Тем не менее, зависимый подросток может быть весьма активным и мотивированным в областях жизни, которые приносят ему удовлетворение. Естественные адаптационные возможности зависимой личности нарушены на психофизиологическом уровне.
В настоящее время учеными и практиками обсуждается проблема аддиктивного поведения с саморазрушающим, девиантным и делинквентным поведением растущего человека. Саморазрушающее поведение не только причиняет вред психическому, физическому здоровью подростка, оно является препятствием к личностному росту, в которой отмечается тенденция к регрессу, возникновению и фиксации механизмов психологической защиты, нарушению процесса созревания когнитивных и эмоциональных структур у подростка.
Психологический подход рассматривает зависимое поведение в связи с внутриличностном конфликтом, деструкцией и саморазрушение личности. Аддиктивным поведением можно считать блокирование личностного роста и деградацию личности. Психиатрический подход адъективные формы поведения рассматривает как до болезненные особенности личности, способствующие формированию психических расстройств и заболеваний.
По мнению ученых факторами, определяющими своеобразие зависимого поведения, являются: Психофизиологические особенности человека. Семейная предрасположенность. Типологические особенности нервной системы. Тип характера. Невротическое развитие личности Стрессоустойчивость. Бездуховность. Отсутствие смысла жизни. Неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя.
Зависимое поведение формируется у людей с личностными дефицитами: Стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий. Проблемы самооценки. Недостаток самоуважения. Снижение мотивации достижений. Низкая способность к рефлексии и заботе о себе. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Агрессивность и нетерпимость. Эмоциональная зависимость. Склонность к регрессивному поведению. Проблемы в межличностном общении. Подчиненность среде. Слабые адаптационные способности.
Здоровая личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности. У аддиктивной личности процесс самоактуализации заблокирован. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей; индивидуальную фиксацию на потребности низших уровней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия.
Таким образом, если в силу разных причин нормальная самоактуализация через творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через зависимое поведение.
Спасибо за внимание