Конвенция о биологическом разнообразии и протоколы к ней Положение дел с осуществлением Семинар ГЭФ для расширенного круга участников Минск, Беларусь, сентября 2015 г. Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии
Краткий план КС-12/КС-ССП-7/КС-ССП-1 и Пхёнчханский план действий Оценочная таблица выполнения целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти Тема для обсуждения: приоритеты национального осуществления
12-е совещание Конференции Сторон КБР, октябрь 2014 года, Корея
Комплект решений для активизации осуществления Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на годы путем: Дальнейшие меры по выполнению целевых задач (XII/1) Активизация деятельности по созданию потенциала и расширению научного и технического сотрудничества (XII/2) Мобилизация ресурсов (XII/3) Устойчивое развитие и искоренение нищеты (XII/4-5) Сотрудничество (XII/6) Пхёнчханский план действий
Канвондоская декларация о биоразнообразии для устойчивого развития подтверждает приверженность обеспечивать осуществление Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на годы подчеркивает актуальность Стратегического плана для повестки дня в области развития на период после 2015 года Предлагает Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций включить Стратегический план и целевые задачи, принятые в Айти, в повестку дня в области развития на период после 2015 года.
КС-ССП/7. Результаты осуществления Протокола, и в особенности: оценка рисков и регулирование рисков (статьи 15 и 16) социально-экономические соображения (статья 26) оценка и обзор эффективности Протокола (статья 35)
КС-ССП 7. Решения, касающиеся ГЭФ Сторонам предлагается/рекомендуется: Приоритизировать проекты в области биобезопасности при программировании национальных бюджетных ассигнований, поступающих из ГЭФ в рамках распределения средств его шестого пополнения Включать мероприятия по обеспечению биобезопасности в проекты многоцелевых областей Сотрудничать на региональном и субрегиональном уровнях с целью обращения в ГЭФ за поддержкой для реализации совместных проектов Повышать осведомленность соответствующих государственных должностных лиц (например, оперативно-координационные центры по ГЭФ) о важном значении биобезопасности и о национальных обязательствах по Протоколу Обеспечивать более слаженную координацию между национальными координационными центрами по Картахенскому протоколу по биобезопасности КБР и ГЭФ Включать аспекты биобезопасности в свои национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия и в национальные планы и программы развития и приоритизировать их в рамках этих документов
Основные итоги КС-ССП 1 Условия функционирования Механизма посредничества для регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод Форма представления промежуточного национального доклада Совместные процедуры и организационные механизмы для стимулирования соблюдения и рассмотрения случаев несоблюдения Стратегическая структура для создания потенциала и повышения осведомленности Программа действий для обсуждения необходимости создания и условий функционирования глобального многостороннего механизма совместного использования выгод Программные приоритеты и критерии соответствия для механизма финансирования оперативные вопросы: правила процедуры, одновременные совещания, бюджет программы работы
Краткий обзор " информационной панели " для целевых задач, принятых в Айти (четвертое издание Глобальной перспективы в области биоразнообразия)
Оценочная таблица для целевых задач заметный успех недостаточный успех незначительный успех неявный/регрессивный результат
(на основе 136 докладов)
(На основе докладов из региона субъекта)
Некоторые результаты… глобальный региональный
Некоторые результаты… глобальный региональный
Некоторые результаты… глобальный региональный
Биоразнообразие и изменение климата и сокращение риска катастроф Решение XII/20 признает, что, несмотря на уязвимость биоразнообразия и экосистем к изменению климата, сохранение и устойчивое использование биоразнообразия и восстановление экосистем могут играть значительную роль в смягчении последствий изменения климата и адаптации к ним, в борьбе с опустыниванием и в сокращении риска катастроф призывает Стороны и предлагает другим правительствам и соответствующим организациям популяризировать и применять подходы с позиций экосистем в рамках реализации мероприятий, связанных с изменением климата, и в процессе сокращения риска катастроф и включать их в свои политики и программы Исполнительному секретарю поручается популяризировать применение подходов с позиций экосистем к адаптации к изменению климата и сокращению риска катастроф и разработать руководящие указания по усилению положительного и минимизации отрицательного воздействия на биоразнообразие мероприятий по адаптации к изменению климата
Текущая работа Региональные семинары по проблемам интеграции аспектов изменения климата и биоразнообразия Технический семинар по вопросам применения подходов на основе экосистем к адаптации к изменению климата Изучение вклада сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и восстановления экосистем в результате реализации Стратегического плана Конвенции (2002 – 2010 гг.), Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на годы и соответствующих целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти, и программ работы в рамках КБР в период до 2010 года и в настоящее время в смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним Изучение вариантов ответных мер в контексте борьбы за ограничение потепления климата двумя градусами Цельсия при одновременном прекращении утраты биоразнообразия, ведении борьбы с опустыниванием и деградацией земель и достижении целей в области развития человека в плане питательных веществ, охраны здоровья, воды и энергии
Некоторые результаты… глобальный региональный
глобальный региональный
глобальный региональный
глобальный региональный
глобальный региональный
В чем значимость Нагойского протокола Новый международный договор вступил в силу 12 октября 2014 года содействует дальнейшему выполнению третьей цели Конвенции: совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам На данный момент насчитывает 62 Стороны Обеспечивает правовую определенность и прозрачную структуру для доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод для поставщиков: за счет укрепления возможностей совместного использования на справедливой и равной основе выгод от применения их генетических ресурсов предотвращения неправомерного завладения генетическими ресурсами и связанными с ними традиционными знаниями для пользователей: за счет создания четких процедур и предсказуемых условий доступа к генетическим ресурсам
В чем значимость Нагойского протокола Он стимулирует развитие устойчивым образом : Совместно используемые выгоды, такие как передача технологии, совместные исследования и создание потенциала, могут создавать возможности для стран развивать внутренний исследовательский потенциал для увеличения ценности своих собственных генетических ресурсов Разработка новых продуктов на основе генетических ресурсов и традиционных знаний Стимулирование новых коммерческих возможностей Продвижение научных исследований в интересах сохранения и устойчивого использования биоразнообразия Совместно используемые выгоды создают стимул к дальнейшему сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Коренные и местные общины могут извлекать выгоду из своих традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, создавая таким образом стимулы к популяризации и защите их традиционных знаний
В чем важность поддержки со стороны ГЭФ В связи с вступлением Протокола в силу странам необходимы ресурсы для создания стимулирующей среды, которая обеспечит эффективный вклад доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (ДГРСИВ) в научное и экономическое развитие, в искоренение нищеты, а также в сохранение и устойчивое использование биоразнообразия Безотлагательные меры: разработка или корректировка нормативно-правовой базы, регламентирующей ДГРСИВ создание необходимых организационных механизмов развитие потенциала для осуществления Протокола повышение осведомленности соответствующих субъектов Данные усилия будут содействовать полному достижению целевой задачи 16, принятой в Айти: "К 2015 году Нагойский протокол вступил в силу и функционирует в соответствии с национальным законодательством".
глобальный региональный
Положение дел с НСПДСБ в период после 2010 года
глобальный региональный
12-е совещание Конференции Сторон: мобилизация ресурсов Целевые задачи по мобилизации ресурсов Дополнение стратегии мобилизации ресурсов конкретными мероприятиями Добровольные руководящие указания по гарантиям защищенности Условия и промежуточные этапы реформы стимулов (ЦЗ- З) Представление финансовой отчетности, прозрачность и доступность информации Совместные действия коренных и местных общин Доклад о глобальном мониторинге Техническая поддержка и создание потенциала
Резюме Стратегическая цель C Результаты достигнуты по важным элементам (ЦЗ 11)… …и их воздействие проявилось (см. ЦЗ 12) Стратегические цели B и D (также) достигается мало прогресса в сокращении прямых нагрузок (см. ЦЗ 5; 7), и в частности ЦЗ 5 Стратегическая цель A Мало или полное отсутствие прогресса в устранении первопричин (см ЦЗ 3; 4)… Стратегическая цель E …вместе с тем некоторый прогресс обеспечивает средства осуществления (включая ЦЗ AT 16)
Поддержка биобезопасности со стороны ГЭФ - состояние и тенденции После четвертого пополнения ГЭФ (ГЭФ-4) объем ресурсов ГЭФ, намечаемый для оказания поддержки биобезопасности, значительно сокращается: –в рамках ГЭФ-4 было условно выделено 75 млн долл. США (8% от общего объема программной цели в основной сфере деятельности, связанной с биоразнообразием) –в рамках ГЭФ-5 было условно выделено 40 млн долл. США (4%) –в рамках ГЭФ-6 было условно выделено 30 млн долл. США (2%) На эту тенденцию влияют различные факторы: –в некоторых странах биобезопасности уделяется меньше внимания в сравнении с другими вопросами биоразнообразия при определении приоритетов, на которые следует выделять национальные бюджетные ассигнования, поступающие по линии ГЭФ –национальные координационные центры по Картахенскому протоколу не принимают активного участия в приоритизации национальных бюджетных ассигнований, поступающих по линии ГЭФ
Приоритетные области 1. Национальные механизмы обеспечения биобезопасности 2. Оценка рисков и регулирование рисков 3.Обработка, транспортировка, упаковка и идентификация ЖИО 4. Ответственность и возмещение (Нагойско-Куала- лумпурский дополнительный протокол – ратификация и осуществление) 5.Осведомленность, просвещение, доступ к информации и участие общественности 6. Совместное использование информации (участие в Механизме посредничества по биобезопасности) 7. Просвещение и подготовка кадров в области биобезопасности 8.Мероприятия, рекомендуемые Комитетом по соблюдению 9.Социально-экономические соображения
Обсуждение В какой степени были осуществлены ваши национальные потребности в финансировании? Какие имеются у вас приоритеты и идеи по проектам? Какими, по-вашему, могут быть дополнительные национальные потребности в финансировании? Какие дополнительные глобальные руководящие указания необходимы вам для реализации национальных приоритетов?
Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии World Trade Centre 413 St. Jacques street, Suite 800 Montreal, Quebec, Canada H2Y 1N9 тел. 1 (514)