«Мальчики и девочки воспитываются по-разному» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка» Презентацию подготовила воспитатель: Галкина Е.А. Мариинский Посад, 2015
Тест для родителей Ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, а затем сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
Особенности эмоциональной сферы Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более продолжительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Реакция на оценку взрослого Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, только когда она эмоционально значима. Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней, сначала разберите, в чем ее ошибка. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно чем вы недовольны.
Поведение Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Давайте тогда зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы мужчины?
Особенности мышления - У девочек лучше развиты речь и словесно- логическое мышление, у мальчиков пространственное и образно-логическое мышление. - Мальчики чаше изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, напол нено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.
Особенности познания мира и обучения - Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую дея тельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. - Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. - Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки для установления контакта со взрослым - При неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.
Вывод: Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Советы: 1.Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. 2. Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. 3. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самостоятельно. 4. Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое- либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется. 5. Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. 6. Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите.
Советы: 7. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто пере станет вас слышать и слушать. 8. Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно. 9. В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим вы оградите ребенка от излишних переживаний и паники, ведь для него все выглядит гораздо серьезней, чем для вас. 10. Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша. 11. Постарайтесь объяснить ребенку, что ошибаться иногда даже необходимо. 12. Постарайтесь понять, что ребенок тоже личность, и то, что он будет похож на вас, совсем не обязательно. 13. Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите ее «на блюдечке», чтобы сэкономить время и силы» детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Спасибо за внимание!