Основы социального проектирования Александр Антонов СПб РБОО « Благотворительное общество « Невский Ангел » 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ от идеи к воплощению.
Advertisements

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ от идеи к воплощению.
Основы социального проектирования Лекция 1.. План. 1.Понятие о социальном проектировании. 2.Структура проекта. 3.Методы реализации проекта. 4.Мониторинг.
L/O/G/O Реализация социальных проектов в деятельности современной школы Реализация социальных проектов в деятельности современной школы Выполнили Апполонова.
Требования к содержанию социального проекта Иванова И.И., методист МОУ ДОД «ЦДОД»
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Этапы планирования потребности в персонале
Семинар «Социальные проекты». Грант Грант (Grant) – денежная сумма, присуждаемая отдельному лицу или организации для финансирования какой-либо деятельности.
Термины «проект», «проектирование» происходят от лат. «projectus» брошенный вперед процесс создания прообраза реального или возможного объекта, состояния,
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Разработка педагогического проекта. Проектная деятельность Проект - «брошенный вперед», прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
Управление проектным циклом Методика разработки, выполнения и оценивания проектов (версия Европейского союза)
ДОКЛАД ТЕОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ. Проект - (от латинского) - брошенный вперед Проект - это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Транксрипт:

Основы социального проектирования Александр Антонов СПб РБОО « Благотворительное общество « Невский Ангел » 1

Содержание : Понятие проекта Структура проекта, цели и задачи проекта Требования, предъявляемые к социальным проектам. 2

Понятие проекта 3

комплекс разработанных и реализуемых задач и мероприятий, имеющих конкретное содержание и направленных на достижение конечной цели в определенный период времени. 4 Проект – это :

Классификация проектов Признаки классификации Виды проектов Объем трудовых, финансовых и материальных затрат Малый проект. Большой или мега проект, в т.ч. международный, межгосударственный, национальный, межрегиональный, региональный, местный, партнерский Содержание Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально- экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный Сроки реализации Оперативный (до 1 года). Краткосрочный (1-3 года). Среднесрочный (3-5 лет). Долгосрочный (свыше 5 лет). 5

Этапы жизненного цикла проекта : Концептуальный Этап разработки ( планирования ) Этап реализации проекта Этап завершения проекта 6

Концептуальный этап подразумевает функцию инициации проекта. На этом этапе идея проекта находит « текстуальное » воплощение, проводится изучение проблемы ( формулирование целей, задач проекта, внутреннего потенциала команды ), поиск источников финансирования. Эффективное исследование темы и фондов поможет спланировать выполнение проекта и его бюджета. Формулируется идея проекта, в общем плане определяются его задачи, анализируется осуществимость, составляется первичная смета расходов, намечаются конкретные способы реализации и сроки. По завершении данного этапа мы сравниваем наш находящийся пока еще в зачаточном состоянии проект с другими проектами или же оцениваем его с точки зрения установленных правил. Предстоит принять решение – да, или нет, приступить или не приступить к проекту. Положительное решение приведет к следующему этапу жизненного цикла проекта – планированию и разработке. 7

Этап разработки ( планирования ) Этап разработки ( планирования ) проекта включает дальнейшее прорабатывание деталей проекта и определение его конечных результатов, распределение обязанностей и утверждение сроков, уточнение объема расходов и временных рамок. Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о финансировании проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки ( вехи ) проекта, формулируются задачи ( работы ) и их взаимная зависимость. Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. 8

Этап реализации проекта Этап реализации проекта принимает на себя главный пик активности, когда осуществляется основная часть запланированных мероприятий – налаживание эффективного контроля и проверки. С их помощью можно определить, что сделано или не сделано, что должно быть сделано или задействовано и что нужно будет сделать или использовать в оставшееся время. После утверждения формального плана на руководителя проекта ложится задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководитель должен постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. На практике отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому задачей руководителя является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения на них большого объема ресурсов ( естественно, в пределах выделенного финансирования ). 9

Этап завершения проекта это когда проект подвергают проверке или анализу, а команду, работающую над ним распускают. Проект заканчивается, когда истекает его срок и достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Их конкретный набор зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Особое внимание руководитель проекта должен обратить на подготовку заключительного отчета. 10

Вопросы на которые стоит ответить : Кому этот проект необходим, почему, каким образом ? Кто может обойтись без нашего проекта ? Кто кроме нас делает / может сделать то, что мы хотим и считаем необходимым ? Кто поддержит нас ? Кто даст на это ресурсы ? Что потом ? В чем устойчивость и развитие ? 11

Что будет происходить ? Какие мероприятия ? Сколько ? Где ? Когда ? Для кого ? Зачем ? Что ожидается, какие изменения ? Какова потолочная планка проекта ? Что является главным результатом ? Сколько стоит проект ? 12

Масштаб и конкретность Проект должен быть масштабен по объему проблемы ! Проект должен быть конкретен по решаемым задачам ! Проект должен гарантировать доступность механизмов и соответствовать гарантиям исполнителя ! 13

Рабочие группы проекта По информации и PR По пилотной деятельности ( работа с клиентами ) По стратегиям / социальной политике По обучению По работе с добровольцами ДРУГИЕ ……. 14

Кооперация и партнерство : с местными НКО с российскими НКО с зарубежными НКО с учебными заведениями с государственными учреждениями с коммерческими компаниями с органами власти и управления В чем их роль ? Каков их вклад в проект ? ( Это могут быть услуги, продукты, финансы, что еще ?) 15

Вклад разработчика в проект Какие ресурсы ? ( материальные, информационные, человеческие, др.) Какой опыт ? ( в чем выражается ?) Если указывается добровольная работа, то дать ее стоимость ( оценка по аналогии с известными ставками, расценками..) 16

Использование опыта Опыт имеющийся – подтвердить ! Опыт, полученный в ходе проекта – распространить ! Как ? м. б., описание модели – в книжку и издать + посадить в Интернет + провести семинары + рассылка по регионам + ….. 17

Проект не должен Быть вечным ( имеет срок и достижимость целей ) Иметь не решаемые задачи ( реалистичный и измеряемый ) Иметь туманное будущее ( ориентирован на конкретные прямые и косвенные результаты. в т. ч. долгосрочные ) 18

19 SWOT- Анализ

Структура проекта, цели и задачи проекта 20

Из чего состоит проект ? проблема – цель – задачи – механизм реализации ( методы, методики, технологии ) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху ! Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки. 21

Постановка проблемы Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла. Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере. Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым ( необходимым ) состоянием в рамках этого же процесса. 22

Особо стоит выделить следующие критерии оценки этого блока : актуальность решаемой социальной проблемы ; диагностика возникновения и развития представленной проблемы ; информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению ( результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий ); 23

Цель проекта Цель – наивысшая точка достижений, к которой мы стремимся в ходе реализации проекта. Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой - то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. 24

Задачи проекта Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила : решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. К сожалению, довольно часто задачи формулируют крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять стратегию реализации проектной идеи, а вовсе не цель ( которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности ). В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание : нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели. 25

Наиболее часто встречающиеся ошибки : задача как действие ( проведение какого - либо мероприятия ); задача как деятельность ( часто текущего характера ); задача как метод ; ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели ; дублирование и излишняя детализация задач. 26

Признаки верного формулирования задач : логичное и последовательное следствие решения проблемы ; взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы ( причинно - следственная связь ); задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта ; представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта. 27

Механизм ( методы ) реализации проекта Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта. Один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект. В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы : каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы. 28

Механизм ( методы ) реализации проекта При описании методов необходимо обратить внимание на следующее : соответствие механизма реализации цели и задачам проекта ; соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности ; соответствие деятельности заявленным результатам ; реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета ; инновационность ; взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту. 29

Этапы реализации проекта Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты : наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта : привязка к конкретным целевым группам, месту и времени ( это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы ); реалистичность, выполнимость плана ( его насыщенность, но не перенасыщенность ); описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения ; возможность выполнения проекта в заявленные сроки. 30

Бюджет бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами : обоснованностью объёмов предполагаемых затрат ; логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту ; соразмерностью масштабу проекта ; соразмерностью опыту проектанта ; эффективностью ( прозрачностью ) затрат. 31

Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта. Основные характеристики результатов : соответствие результатов цели и задачам проекта ; измеримость ( это касается не только количественных, но и качественных показателей ); реалистичность. Главное : перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных задач. 32

SMART- тест : Specific ( конкретность ): посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема Measurable ( измеримость ): должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым Achievable ( достижимость ): Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях. Realistic ( реалистичность ): адекватность условиям реализации проекта Timely ( ограниченность во времени ): определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах 33

Если все три круга имеют пересечение, пишите заявку на финансовую поддержку ! Востребовано Мы хотим Мы можем 34

Требования, предъявляемые к социальным проектам. 35

Не соответствие заявки приоритетам конкурса / фонда / оператора Недостаточное обоснование необходимости Не подтверждена актуальность Не представлен спектр механизмов реализации, нет аргументов в пользу эффективности наших механизмов Не сформулированы цели обучения ( если оно планируется ), обучает только сам заявитель Не реалистичный бюджет Не доказана надежность организации ТИПОВЫЕ ОШИБКИ В ЗАЯВКАХ

Обозначить сферу, в которой реализуется проект Кратко описать решаемую проблему Указать целевую группу / группы Обосновать необходимость Отметить наиболее существенные моменты ( эффективные механизмы, инновационность ) Отметить участие партнеров Отметить вклад в проект Отметить ожидаемый результат, социальный эффект Описанная проблема должна согласовываться с результатом Объем текста – ½ страницы Аннотация проекта

Создать картину проекта. У эксперта должен возникнуть целостный образ проекта. Выбрать соответствующий ракурс подачи информации. Необходимо заинтересовать эксперта читать заявку в полном объеме. Важно !

В чем проблема ? Кратко и ясно ! Кто еще решает эту проблему ? В каком ключе, как решена ее часть ? В этом проекте мы предлагаем решить проблему с учетом опыта других ! Проверьте себя ! Прочтите с позиции эксперта ! Постановка проблемы

Цель / цели – общее направление, отдаленный / конечный / желаемый / предвосхищаемый результат Например : « Развитие альтернативной медицины », « Уменьшение количества бедных » Задачи – конкретные результаты на пути к цели Например : « Повышение квалификации 30- ти организаторов в области …..» Все задачи обеспечивают достижение цели проекта ! Все задачи логически связаны между собой и увязаны с целями проекта ! Цели и задачи проекта

Способы решения задач и набор последовательных организационных действий Например : анкетирование клиентов ( обращаемся к прямым клиентам, чтобы узнать, чем мы можем быть им полезны ) анализ результатов анкетирования ( выявляем потребности, классифицируем и т. д.) Методы и механизмы

В чем главный результат ? Какие созданы условия, возможности, механизмы, структуры в форме …. для …? Что получат прямые и косвенные клиенты ? Кто еще получит пользу ? Каковы дополнительные / косвенные результаты ? Какие результаты ожидаются в краткосрочной перспективе ? Какие изменения планируются в долгосрочной перспективе ? Ожидаемые результаты и позитивные изменения

Соблюдение требований и стандартов донора Статьи расхода подтверждаются мероприятиями проекта Расчет затрат осуществляется по минимальным ценам Целесообразно соблюдать баланс : часть платно, часть бесплатно часть делаем сами, часть - сторонние организации Рекомендации к составлению бюджета

Спасибо за внимание ! 44