ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» ( Из Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Технология - наука, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения учебно-воспитательного процесса: как средство для создания информационно- методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.); как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы); как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио); как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности); как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища); как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Диапазон использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе: ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и информационного сопровождения учебно-воспитательных мероприятий (презентационные иллюстративные материалы для классных часов и школьных мероприятий, анкетирование, тестирование, видеосопровождение концертов, вечеров, праздников и пр.). Создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиатек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч коллекционеров и др.) Создание и организация деятельности мультимедийных лабораторий, основным назначением которых является изготовление мультимедийной продукции для нужд класса, школы: оцифровка музейных фондов и исторических архивов ОУ; разработка авторских программных продуктов, мультимедийных ресурсов для воспитательных мероприятий и учебных занятий. Организация конкурсов: проектов, творческих работ с использованием ИКТ.
Использование готовых ресурсов: программных продуктов для организации системы управления ВП, электронных журналов, газет, сайтов, справочников, мультимедийных библиотек и пр. Организация электронного документооборота в соответствии с требованиями к воспитательной документации (планирование, пакеты распорядительной документации, электронные архивы, базы данных). Организация единой информационной, воспитательной среды ОУ (локальная сеть, сайт ОУ, база электронных воспитательных ресурсов, единая база нормативной, аналитической и текущей документации, обмен информацией и др.). Автоматизация процессов мониторинга воспитательного деятельности: компьютерное тестирование, обработка результатов диагностики с помощью компьютера; создание баз данных по результатам мониторинга. Использование сетевых технологий (интернетконференции, чаты, форумы, блоги) в системе методической деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, в организации деятельности детских коллективов.
Достоинства ИКТ 1. Делают учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. 2. Значительно расширяют возможности предъявления учебно- воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. 3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления учебно-воспитательных мероприятий. 4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. 5. Используются в различных формах учебно-воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. 6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса. 7. Повышают качество педагогического труда. 8. Способствуют эффективности учебно-воспитательных мероприятий.
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.