Задачи в стихах Автор материала: Маслова Арина Сергеевна, ученица 6 А класса, МБОУ СШ 1, г. Архангельска руководитель: руководитель: Куприянович Марина Олеговна, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ СШ 1, г. Архангельска Презентация к исследовательской работе по математике: г. Архангельск,2015 г.
Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным Б. Паскаль Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным Б. Паскаль
изучение математических задач в стихах с точки зрения развития творческого мышления, сообразительности, внимательности, привития интереса к математике Цель работы 3
-Изучение учебников различных авторов, учебных пособий, просмотр понятий и определений в энциклопедиях, с разных точек зрения: с позиций учёных, учителей и учащихся. - Анализ материала - Обобщение информации - Проведение анкетирования - Получение опыта педагогического исследования -Изучение учебников различных авторов, учебных пособий, просмотр понятий и определений в энциклопедиях, с разных точек зрения: с позиций учёных, учителей и учащихся. - Анализ материала - Обобщение информации - Проведение анкетирования - Получение опыта педагогического исследования МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
ЗАДАЧИ В СТИХАХ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом, пальцы рук и ног. 6
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В III–IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. До нас дошли шесть из тринадцати книг Арифметики, написанных Диофантом, да предание о надписи на его могильном камне. Эта надпись дает возможность определить продолжительность жизни математика, которого позднее назвали отцом греческой алгебры. 7
Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий. Они изобрели тот способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир. Сами цифры, которыми мы пользуемся, – тоже изобретение математиков Древней Индии. Индийские математики часто давали задачи в стихах. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Ариабхата 8
В целях изучения вопроса важности решения математических задач в стихах для развития личности человека проведено анкетирование среди учащихся 6 «А» класса школы 1. В анкетировании приняли участие 10 человек. АНКЕТИРОВАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Знакомы ли вы с задачами в стихах? 2. Решали ли вы такие задачи? 3. Сочиняли ли вы сами задачи в стихах? 4. На ваш взгляд, решение задач в стихах с детских лет развивает внимательность, тренирует мозг и улучшает работу мысли? ВОПРОСЫ: 1. Знакомы ли вы с задачами в стихах? 2. Решали ли вы такие задачи? 3. Сочиняли ли вы сами задачи в стихах? 4. На ваш взгляд, решение задач в стихах с детских лет развивает внимательность, тренирует мозг и улучшает работу мысли? 9
АНКЕТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ 10
АНКЕТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ 11
АНКЕТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ 12
АНКЕТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ 13
АНКЕТИРОВАНИЕ. ВЫВОД По результатам анкетирования 7 человек знакомы с задачами в стихах, но на вопрос о том, решали ли они их 9 человек из 10 ответили отрицательно и все опрашиваемые дали положительный ответ на вопрос « На ваш взгляд решение задач в стихах с детских лет развивает внимательность, тренирует мозг и улучшает работу мысли », что говорит о важности решения задач данного типа. 14
Древняя Индийская задача Есть кадамба-цветок; На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету симендга, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды возьми, На кутай этих пчел посади. Лишь одна не нашла себе места нигде, Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось? 15
Задача в стихах 16
Задача собственного сочинения Прибежали к нам мышата, Было их 25/5. Давай костюмы им сошьём И на бал всех отведём. Знают все теперь про бал, Поделить их надо нам. Чтобы на пары их разделить, Надо еще пятерых пригласить. Не начнется никак бал, Ведь король приказ издал: Если меньше 6 пар, Отменён наш будет бал. Мыши наши спохватились, В путь-дороженьку пустились. Каждая пара нашла одну пару, Во дворец поспешили они по бульвару. Бал начался, все были рады, Им не страшны никакие преграды. Тут прибежали еще к нам мышата, Их было целых 20/5. Посчитай-ка ты скорей, Сколько пар на балу мышей. 17
Задача собственного сочинения РЕШЕНИЕ: 18
Архангельск – Родина моя В ней проживаю я, Открыт здесь уголок любой Давай же посчитай со мной : человек Цифра не мала, Но не так же как в Москве там Сосчитай-ка, сосчитай-ка, 5 Архангельсков прибавь-ка Раздели теперь на 2 Какая от Москвы часть, а? Решение : × 6 = ( ч ) в 6 Архангельсках : 2 = ( ч ) после деления на : = 12 ( ч ) Ответ : 12 часть населения от Москвы Задача собственного сочинения 19
Заключение Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. А.Маркушевич ! Важная особенность задач в стихах состоит в том, что они побуждают к работе мысли. Решение задач в стихах: 1. Позволит развить сообразительность, внимательность, творческое мышление, а так же привить интерес к математике 2. Послужит отличным тренажером для развития интеллекта, тренировки памяти и активизации творческих способностей 20