Организация инновационнойй деятельности в рамках методического объединения
1. Экспериментальная и ИД в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования. 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ. Ст.20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
3. ИД ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационнойго проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных ФГОС, ФГТ, образовательным стандартом.
4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации (п.3) и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационнойй структуры в системе образования, перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в п.3., региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
Нормативное сопровождение ИД Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Стратегия инновационнойго развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. N 611 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационнойй инфраструктуры в системе образования" (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.) ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН «Об образовании в Архангельской области» Постановление Министерства образования и науки Архангельской области 31 от 10 октября 2014 года «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединения региональными инновационными площадками»
Педагогическая инноватика Новшество Инновация Нововведение Инновационная деятельность
Педагогическая инноватика Отрасль педагогической науки, которая изучает процесс создания, внедрения и оценки инноваций в сфере образования
Новшество Явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового
ИННОВАЦИЯ Введённое новое, которое приводит к положительным результатам НОВШЕСТВО + НОВОВВЕДЕНИЕ = ИННОВАЦИЯ
Инновационная деятельность Деятельность (активность субъекта) по созданию, внедрению новшеств и распространению инноваций
1. Этап рождения новой идеи и возникновение концепции новшества 2. Этап изобретения (создание образца) 3. Этап нововведения 4. Этап распространения новшества 5. Этап господства новшества в конкретной области (потеря новизны) 6. Этап сокращения масштабов применения новшества Последовательность этапов инновационнойго процесса (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова)
- НОВАТОРЫ - РАННИЕ РЕЦИПИЕНТЫ - РАННЕЕ БОЛЬШИНСТВО - ОТСТАЮЩИЕ
1. Выявление проблемы 2. Появление инновационнойй идеи 3. Разработка плана действий (программ, проектов) 4. Реализация плана действий 5. Анализ инновационнойй практики 6. Распространение инновации Логика инновационнойй деятельности ИННОВАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровни новшеств в образовании (А.В. Хуторский) 1. Усовершенствование (изменение 1 или нескольких элементов ОП) 2. Рационализация - новое правило использования традиционных средств для решения традиционных задач 3. Модернизация – изменение нескольких элементов обр. системы 4. Эвристическое решение – способ решения известных пед. проблем 5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология новое сочетание средств 6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической проблемы
Содержание инновационной- методического направления работы МО 1. Разработка образовательных инноваций 2. Внедрение образовательных инноваций 3. Создание банка данных по инновациям 4. Разработка и реализация инновационных и экспериментальных проектов
Как распознать инновацию: Анализ опыта (своего и коллег)! Что НЕ ТАК? (не традиционно) Что здесь ВАШЕ? (Ваш вклад) Что это ДАЁТ по сравнению с традиционной практикой? (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)
Что такое инновационный проект? Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. (Дж. К. Джонс) Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия. (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко) Инновационный проект – совокупность документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению какой-либо проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени Суть проектирования – изменение действительности
Что может проектировать педагог? ОБЪЕКТЫ Педагогическая система, воспитательная система (субъекты, материально- техническое обеспечение, процессы) Педагогический процесс (задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты) Педагогические технологии (алгоритм действий педагога) Образовательная среда (помещения, оборудование, оформление) ПРЕДМЕТЫ Образовательные стандарты Учебные планы и программы Рабочие программы Программы воспитания и социализации Педагогические цели (планируемые результаты) Планы работы кружков, клубов по интересам Планы учебных занятий и иных форм организации Диагностические карты План работы методического объединения Рабочие тетради Образовательные события Демонстрационные материалы Страница сайта …
Какова структура педагогического проекта? Название проекта, Постановка проблемы, Концепция, Целевое назначение проекта, Задачи проекта, Участники, Общий замысел, Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации), Ресурсное обеспечение, Ожидаемый результат, Календарный план ОЦЕНКА рисков и перспектив НАЗВАНИЕ ПРОБЛЕМА ПРИЧИНА ЦЕЛЬ ЗАДАЧА МЕРОПРИЯТИЯ ПРОДУКТРЕЗУЛЬТАТ
Практика ИД в образовательной организации Кто занимается ИД в ОО? Какие органы (объединения) участвуют в управлении ИД? Какие документы регламентируют ИД в ОО? Какие требования предъявляются к педагогам, занимающимся ИД?
Вопросы, которые можно рассматривать на МО: Сущность инновационнойй деятельности Обзор инновационных практик (можно рассматривать ежегодно) Обсуждение конкретных проектов и программ ИД в ОО Требования к инновационным проектам и программам (разработка шаблонов, буклетов) Как оценить качество ИД Как подготовить отчёт по ИД Этика педагогических инноваций Тренинг по развитию творческого мышления