Педагогические конфликты ТЕМА 12
Педагогические конфликты К педагогическим конфликтам относятся все конфликты, которые возникают в процессе обучения, воспитания, образования детей (в семейном воспитании, дошкольном, школьном обучении, в процессе профессиональной подготовки)
Виды педагогических конфликтов На макро-уровне УЧИТЕЛЬ – ОБЩЕСТВО На мезо-уровне АДМИНИСТРАЦИЯ – УЧИТЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИЯ – УЧЕНИК АДМИНИСТРАЦИЯ – РОДИТЕЛЬ На микро-уровне УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК РОДИТЕЛЬ - УЧЕНИК Вертикальный уровень Горизонтальный уровень Конфликты УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ
Конфликты в школе Между учениками Кто должен разрешать конфликт? УЧИТЕЛЬ! Конфликт лидерства Гендерные (половые) конфликты Конфликты, обусловленные возрастными особенностями Надо знать: Агрессивность всегда связана с дефектами социализации. Чем чаще наказывают ребенка дома, тем он агрессивнее. Наказание – это демонстрация конфликтного поведения. Агрессия быстро из средства достижения цели превращается в цель. Так появляется немотивированная агрессия
Конфликты в школе Между учителем и учеником Конфликты деятельности Отказ от выполнения заданий. Причины… Конфликты поведения Ученик нарушает правила. Учитель неправильно интерпретирует Конфликты отношений Разница в возрасте. Разные социальные статусы. Кто должен разрешать конфликт? УЧИТЕЛЬ!
Причины конфликтов между учителями и учениками Недостаточная ответственность Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. разный социальный статус Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному).
Причины конфликтов между учителями и учениками Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Кто виноват? По данным психологических исследований 40% детских неврозов носят дидактогенный характер. В межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Конфликты в школе Конфликты в коллективе между Учителями Определяются содержанием деятельности (когда результаты и характер одного педагога влияют на деятельность другого). Зачастую основываются на эмоциональном отношении друг к другу (специфика женского коллектива). Влияет современный уклад жизни. Зависть к профессиональным успехам. Неудобства, связанные с расписанием уроков. Разное отношение к инновациям.
Конфликты в школе Конфликты «педагог – родитель» разные уровни общей и педагогической культуры; несогласованность стратегии и тактики воспитания; непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов; различия в отношении к ребенку как к личности. отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты»,
Конфликты в школе Конфликты «педагог – родитель» взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа, а не семья обязана...»); столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; профессиональная некомпетентность педагогов (низкий уровень подготовки, завышенные требования к обучающимся).
Появились вопросы?