Сущность, цели, задачи. педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере. Научить учащихся пользоваться доступными методиками выявления интересов, склонностей, способностей, оценивать свои качества при выборе профессии ; соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями выбранной профессии ; работать с профессиограммами и другими справочными источниками с использованием информационных технологий.
Создание условий для подготовки личности, ориентирующейся в современной общественной ситуации, способной к самореализации, владеющей приемами саморегуляции, способной действовать в ситуациях неопределенности, поддерживающий физическое здоровье свое и окружающих. Развитие способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу ; обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, престижным, хорошо оплачиваемым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста. Обеспечение возможности профессионального выбора ( экономическое, техническое, гуманитарное, художественное направления )
Под профессиональной ориентацией понимается определенная деятельность по оказанию помощи школьникам в выборе профессии. Это совокупность психолого - педагогических, медицинских и организационных мер воздействия на учащихся с целью выявления и формирования их профессиональных интересов и способностей и влияние на выбор ими профессии в соответствии с социально - экономическими потребностями, личными склонностями, психическими и физическими возможностями. Педагогически важно раскрыть учащимся содержание профессионального труда, требования предъявляемые профессией к человеку.
Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно - воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества.