Интенсификация обучения в условиях открытого дополнительного образования Попов Александр Анатольевич
РАЗЛИЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ Сложившееся дополнительное образование| позволяет индивидуальные образовательные запросы и заказы, но не умеет ставить задачи, выходящие за пределы массовых ожиданий; например, умеет хорошо учить английскому языку, но не умеет учить английской этике Открытое образование| заранее предполагает индивидуальные образовательные запросы и заказы и умеет адаптироваться под индивидуальную ситуацию ученика, его стартовые условия и ожидаемый образовательный результат Массовое образование| строится по схеме «один вход– один выход», единые условия готовности к образованию и единые требования к образовательным результатам
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Интенсивные модульные образовательные программы 2. Программы летнего развивающего отдыха 3. Компетентностные олимпиады 4.Предметно-практические лаборатории и «полигоны» 5. Элективные предметные и метапредметные курсы 6. Дистанционные курсы 7. Учебные командные проекты 8. Развивающие и формирующие пространства 9. Проблемные и деятельностные клубы 10. Социальные тренинги 11. Программы индивидуальной поддержки
ПРОЕКТЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программы развития региональных систем дополнительного образования (ХМАО, Красноярский край) и Федеральный проект модернизации системы дополнительного образования детей до 2020 г. Сеть школ и проектов Гильдии Открытого образования Школа Сколково (Чебоксары) Открытый Университет – Школа Гуманитарного Образования Система Компетентностных олимпиад Электронный журнал «Открытое образование и гуманитарные технологии» Интеракториум «Марс-Тефо» Летние стратегические игры ГИС «География человеческих перспектив. Новая география мира» Организационно-управленческая образовательная программа «Поколение 21» Опыты персонального тьюторского сопровождения; Эксперементальные площадки ФИРО
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ Интенсивные программы, по отношению к другим образовательным форматам несут функции: -метапредметной сборки -форсирования процесса достижения продуктивных образовательных результатов -организации процесса самоопределения для детей -разворачивания процесса компетентностного испытания
ИНТЕНСИВНАЯ МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Основные формы аналитическая сессия; проектная сессия; исследовательская сессия; творческая сессия; сессия стратегического моделирования на разном предметном и практическом материале Позволяет сконцентрировать предметное и практическое содержание в одном образовательном событии либо серии таких событий; транслирует нормы профессиональных и культурных коммуникаций; обеспечивает равнодоступность образовательных программ для всех школьников региона; даёт организационную возможность привлечь в образовательные программы специалистов извне сферы образования и молодёжной политики, из профессиональных и культурных сообществ
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ Социальные технологии: включение школьников в создание новых форм организации социальной жизни; Технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и в практики управления современными процессами средствами культуры; Технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами, посредством комплексного анализа развития российских регионов и территорий (региональные исследования, естественная и гуманитарная картография, разработка региональных программ, и т.д.);
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ Антропологические технологии: освоение школьниками практик развития Человека в различных аспектах эмоциональном, физическом, волевом, духовном, интеллектуальном; Технологии научного познания: включение школьников в практики научной работы как в практики наблюдения, описания, конструирования основных явлений окружающего мира; Инженерные технологии: включение школьников в создание технических объектов, построенных по законам природы и обеспечивающих производство или быт (уклад); Визуальные технологии: включение школьников в реализацию современных визуально-эстетических практик; освоение школьниками основных современных «экранных» технологий: видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, веб-дизайн и др.
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 1.Управление: профессия, общество, мышление 2.Проектирование: исследование, организация, творчество 3. Тренинг самоорганизации и самоуправления «Настоящее будущее» 4. Гуманитарная физика: конструирование картины мира 5.Геоэкономика, геополитика, гемокультура: конструирование карты мира 6. Практическая история: конструирование динамики мира 7. Школа инженерной культуры
РАБОТА С НОРМОЙ Открытое образование| организация ситуации преодоления сложившейся нормы через построение учеником собственной Основное образование| авторитарная трансляция сложившейся нормы через её присвоение учеником СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ НОРМА СОБСТВЕННАЯ НОРМА
Попов Александр Анатольевич д.ф.н., главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заведующий Лаборатории компетентностных практик образования ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ», генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование» Сайт/