У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУНРазвитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК - урок становится личностно-развивающим; - урок становится компетентностно- ориентированным; - урок становится метапредметным; - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА
ТИПЫ УРОКОВ Урок «Открытия» нового знания Урок рефлексии Урок обще методологической направленности Урок развивающего контроля
Тип урока Виды уроков Урок «открытия» нового знания традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок рефлексии (закрепления знаний) практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок общеметодологической направленности (комплексного применения знаний, обобщения и систематизации) практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. конференция, круглый стол и т.д. Урок развивающего контроля контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Интеллектуальный комфорт: Смена видов деятельности; Достижение желаемого результата; Поддержка со стороны педагога; Вера в собственные возможности. Физический комфорт: Благоприятная внутришкольная среда; Здоровьесберегающие технологии; Оптимальная включенность в деятельность. Психологический комфорт: Доброжелательные взаимоотношения; Создание ситуации успеха на уроке; Использование методов эмоциональной раскачки; Благоприятный микроклимат в классе.
разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения улучшить усвоение и повторение изучаемого материала дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения создать оптимальные условия для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей. создать оптимальные условия для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей. РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТА ПОЗВОЛЯЕТ:
«Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, ВЕЛИКИЙ учитель вдохновляет». Уильям Уорд
Ч ТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ. (А. Ф РАНЦ )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ