Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога в деятельности Ресурсных центров Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога в деятельности Ресурсных центров Н.Ю. Никулина кандидат исторических наук, доцент, директор Высшей школы педагогики
Высшая школа педагогики – центр подготовки педагогических кадров для региона История: 15 мая 2001 основан Центр непрерывного педагогического образования. 1 мая 2005 образован Институт современных образовательных технологий. 18 декабря 2012 образована Высшая школа педагогики.
Профессиональный стандарт педагога Задачи стратегического развития: Проведение общественно-профессионального обсуждения модели стандарта профессиональной деятельности педагога на базе стажировочных площадок. Анализ содержания существующих ФГОС ВПО по подготовке специалистов системы общего образования и разработка предложений по модернизации их содержания в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога. Обеспечение совершенствования стандартов общего образования, профессионального педагогического образования, стандарта профессиональной деятельности педагога.
Модернизация педагогического образования в Российской Федерации БФУ им. И. Канта участвует в апробации Проект модернизации Множественность входов с других направлений подготовки, кооперация с «профильными» факультетами. Управление проектом: ВШЭ и МГППУ. Постоянный мониторинг реализации проекта. Сетевое взаимодействие в рамках проекта: РГПУ им. А.И. Герцена и БФУ им. И. Канта. Сроки: первый этап 14 августа 2014 г., 1 сентября начало обучения по новым модулям, 10 сентября совещание по итогам разработки модулей и началу обучения студентов; отчёт по модулю. второй этап январь-май 2015 г., повышение квалификации, освоение нового модуля студентами; отчёт по модулю и итоговый отчёт. Профессиональный стандарт педагога
Образовательная деятельность Переход на прикладной бакалавриат (ФГОС3+) по направлению «Педагогическое образование» профили: «Начальное образование» «Информатика и информационные технологии в образовании». «Педагогическое образование»: МАОУ гимназии 1 МАОУ гимназия 40 имени Ю.А. Гагарина МАОУ «Школа Будущего», пос. Большое Исаково. «Психолого-педагогическое образование»: МАОУ детский сад 56. Задача: преодоление линейной траектории обучения. Открытие ресурсных центров Магистерские программы направление «Психолого-педагогическое образование»: «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков. Психофизиология индивидуальности», «Высшее образование»; направление «Педагогическое образование»: «Начальное образование», «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании», «Управление образованием».
Профессиональный стандарт педагога и ФГОС ВПО Профессиональный труд – профессиональное образование «Группа занятий» по профессиональному стандарту обобщенная трудовая функция в профессиональном стандарте – вид деятельности во ФГОС ВПО; трудовая функция в профессиональном стандарте – ожидаемый образовательный результат освоения во ФГОС ВПО; трудовое действие в профессиональном стандарте – необходимые профессиональные компетенции во ФГОС ВПО; необходимые умения в профессиональном стандарте – профессиональные компетенции выпускника во ФГОС ВПО; необходимые знания в профессиональном стандарте – профессиональные компетенции выпускника во ФГОС ВПО. преподаватели в средней школе, преподаватели в системе специального образования, преподаватели в начальном образовании, преподаватели в системе дошкольного образования.
Реализация проектов модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога Концепция модернизации образования: входа в профессию; в процессе подготовки обучающихся; выхода и удержания в профессии. Реформа ОПОП учителя Добиться значимых видимых изменений в университетах, реализующих программы педагогической подготовки; Индикаторы эффективности реализации проектов, которые определяют требования к образовательным результатам; формам организации образовательного процесса и инструментам оценки уровня достижений студентов и выпускников программы; Индикаторы хода реализации проектов, показывающие в какой степени участие в проекте ФЦПРО повлияло на изменение ОПОП.
Реализация проектов модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога Новые образовательные результаты, выраженные в компетенциях, определяемых профессиональным стандартом педагога; Разработаны новые модули, которые направлены на увеличение доли практики и самостоятельной работы студентов, которая реализуется в сетевом взаимодействии с различного уровня образовательными организациями; Повышение функциональной подготовки будущих педагогов; Компетенции, на формирование которых будет направлено изучение разработанных модулей, нуждаются в новых формах и инструментах оценки уровня достижений студентов, в том числе - независимой их оценки. Изменения в образовательных программах подготовки педагогов
Реализация проектов модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога Практика – ведущий инструмент формирования образовательных результатов; В модели разные виды практики студентов: учебно-ознакомительная, учебная, стажерская; Инструмент «запуска» интереса и понимания студентом необходимости теоретической подготовки, чему способствует рассредоточенная практика; Получение первичного профессионального опыта, включения субъектных механизмов образовательно-профессиональной деятельности; Способ накопления практического опыта осуществления отдельных профессиональных действий; Пространство профессионального и социального взаимодействия; Способ осуществления целостной профессиональной деятельности. Увеличение доли практики в содержании подготовки:
Реализация проектов модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога Учебный модуль представляется студенту как пространственная и как процессуальная единица образовательной программы: Моделирование сетевой среды взаимодействия: Разные формы взаимодействия студентов и преподавателей. В данной модели используются технологии, обеспечивающие процесс психолого-педагогической поддержки студента в самостоятельном решении актуальных задач образовательно-профессиональной деятельности. Вариативность применения технологий, в зависимости от решаемых задач, определяется современными стратегиями обучения: самоуправляемого, экспериментального, критичного, коммуникативного, контекстного, проектного обучения, обучения в партнерстве. В 2015 году защищена авторская методика обучения студентов с применением сетевого интерактивного средства обучения, построенного на базе сервисов Google.
Реализация проектов модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога Новые формы оценки текущего и итогового контроля уровня достижений студентов по модулям: Кейс, проектно-исследовательская работа, портфолио и т.д. Выпускная квалификационная работа, которая использует механизм независимой оценки – показатель принципиальных изменений ОПОП, с точки зрения профессионального стандарта педагога; Использование инструментария независимой оценки позволит повысить качество подготовки будущих педагогов; Создаст механизм обратной связи и развития ООП.
Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов Прикладной бакалавриат, реализуемый в сетевом взаимодействии; Подготовка педагогов на 3 и 4 курсе после двух курсов непедагогического бакалавриата; Усиление развития практических компетенций на основе нового профессионального стандарта в том числе через длительную стажировку в школах-партнерах; Магистратура для учителей-методистов и управленцев с возможностью быстрого входа в профессию людей без педагогического образования; Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта, упрощающий вход в профессию и позволяющий оценивать качество подготовки.
«Дорожная карта» реализации Стратегии развития гг. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Разработка проектов ООП высшего педагогического образования, соответствующих обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки по программам бакалавриата (включая прикладной бакалавриат), магистратуры (включая профессиональную магистратуру) и аспирантуры моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, с включением современных моделей и программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям Участие в разработке программ по освоению дополнительных квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации или в период педагогической деятельности. Открытие гибких программ ускоренного получения квалификации учителя- предметника для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки. Развитие информационно-образовательной, развивающей среды, создание электронной территории обучения. профессиональному стандарту учителя ФГОС общего образования новых форм практики механизмов сетевого взаимодействия в рамках научно- образовательного кластера, высшего и дополнительного профессионального образования
Информационно-образовательная развивающая среда - электронная территория обучения Лаборатории Инклюзивного образования М. Монтессори Учебно- модельные классы Профили: Начальная школа Информационно-технологический Учебная платформа для проектирования гетерогенных информационных ресурсов Учебная платформа для изучения основ робототехники
Модернизация педагогического образования «Региону – инновационную педагогику» Цель: обеспечение системы образования современными кадрами. Задача 1. Изменение содержания подготовки педагогов Задача 2. Апробация и внедрение новых методик педагогической подготовки Задача 3. Развитие Ресурсных центров БФУ им. И. Канта Задача 4. Разработка моделей целевой подготовки специалистов Задача 5. Введение сертификации квалификаций выпускников и педагогических работников
«Региону – инновационную педагогику» Теоретическая подготовка – университет Модули профессиональных компетенций – ресурсные центры Практическая подготовка – школы и детские сады Выпускной педагогический проект Модуль ПК1 Модуль ПК2 Модуль ПК3 Модуль ПК4 Модуль ПК5 Модуль ПК6 Практическая подготовка Теоретическая подготовка Модернизация педагогического образования
спасибо за внимание
Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога в деятельности Ресурсных центров Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога в деятельности Ресурсных центров Н.Ю. Никулина кандидат исторических наук, доцент, директор Высшей школы педагогики